Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь Ульяново — небольшое поселение на правом берегу Вычегды. Это место стало знаменито тем, что в 1860 г. по ходатайству жителей Усть-Сысольского и Яренских уездов здесь, на месте древней Спасской пустыни, был учрежден Троицко –Стефановский Ульяновский мужской общежительский монастырь. В наименовании монастыря отразились имена его небесных покровителей. Согласно церковным легендам, Ульяновский монастырь как пустынь во имя Спаса Нерукотворного Образа основан Стефаном Пермским в конце XIV в. Пустынь была построена с целью распространения христианства на Верхней Вычегде. В Усть-Куломском районе Республики Коми существует придание, что местность, на которой стоит монастырь, получила название в честь девицы Ульянии. Во время набегов угров из-за Урала она утопилась в Вычегде, не пожелав попасть в руки врагу. Напротив места ее гибели и был построен монастырь. В 1667 г. была построена деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, колокола и иконы, для которой были привезены из Москвы. Явление иконы, части святых мощей, различного рода слухи об излечении от прикосновения к святым предметам – все это увеличило приток богомольцев в монастырь. Ежегодно число поклонников доходило до 5 тыс. человек. В 1869-1875 гг. был сооружен двухэтажный каменный пятиглавый Троицкий собор. В 1872-78 гг. была воздвигнута 60-метровая церковь-колокольня, внутри которой находились на нижнем этаже Трапезная церковь во имя Преподобных Зосимы и Савватия, на верхнем – церковь во имя Николая Чудотворца. На колокольне было установлено 17 колоколов, из них один весом до 354 пудов, другой – 303 пуда. В 1877-79 гг. монастырь обнесли каменной стеной с четырьмя угловыми башнями и крытой галереей для крестного хода. Общая длина стены достигала почти 1 км. В стене была устроена квадратная церковь во имя Архистратига Михаила. В угловых башнях разместились кладовые, кузница, слесарня и кельи. В июне 1994 г. в Ульяново приехала группа монахов во главе с игуменом о. Питиримом, которая вновь открыла монастырское служение. Ценные предметы культа, вывезенные из Ульяновского монастыря в 20 – е. годы прошлого столетия, и хранившиеся до сих пор в фондах Национального музея, были ему торжественно возвращены обратно. В числе уникальных вещей именной крест митрополита Филарета, посох архимандрита Матфея, а также фигура Иисуса Христа в темнице (Сидящий Иисус) из дерева. В настоящее время в восстановленном Троице-Стефановском Ульяновском монастыре живут несколько десятков монахов и послушников, занятых в основном реставрационными и строительными работами. Гостям Ульяновского монастыря предлагаются экскурсии, питание, ночлег (по предварительной договоренности).
Церковь в честь Спаса Нерукотворного в селе Усть –Нем На одном из 7 холмов Усть-Нема возвышаются храмы во имя Нерукотворного Образа Господня. Достойно и с непередаваемой печалью созерцают с небесной выси проносящие годы, в строгом величии хранят людские судьбы и историю села. Село возникло в 1638 году. И уже через 40 лет здесь стоял первый храм. В 1678 году была освящена церковь Алексия человека Божия. Здание было в деревянном исполнении, но вскоре сгорело. Усть-Нем в то время напоминал маленький городок, т.к. был перекрёстком торговых путей, и люди сюда съезжались отовсюду. И поэтому все прихожане в маленькой церкви не вмещались, и тогда житель Усть-Нема Прокопий Габов отправляется в Санкт-Петербург с прошением к царю Николаю 1 о помощи в строительстве новой церкви. По указу царя был построен большой храм во имя Нерукотворного Образа Господня.
Храм Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в п. Зимстан Приход храма Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Преснодевы Марии п.Зимстан образовался в ноябре 2004 года. Настоятель храма – отец Владимир. Первоначально для церкви было выделено помещение в здании администрации сельского поселения «Зимстан», затем в 2005 году началось строительство храма, в стройке было задействовано 10 человек на сегодняшний день 2 человека. В основном строительство осуществлялось за счет пожертвований жителей п.Зимстан и близ лежащих поселков и деревень. Из г. Москвы были выделены денежные средства на приобретение купола. Открытие храма было весной 2012 года Епископом Сыктывкарской и Воркутинской епархии.
Храм Сретения Господня и церковь во имя пророка Илии в селе Руч В 1905-1910 годах в центре села Руч на пустующем возвышенном месте тщанием прихожан была построена одноэтажная однопрестольная в одной связи с колокольней каменная церковь во имя Сретения Господня. Рядом прихожане построили деревянный жилой дом (ныне — детский сад). В 1929 году верхушка церкви была разрушена, скинут колокол. На заседании Президиума Коми областного исполнительного комитета 1 ноября 1935 г. было рассмотрено ходатайство Усть-Куломского райисполкома о закрытии церкви в с.Руч и передаче здания в распоряжение сельского совета для использования его под клуб. Здание храма было вначале отдано под склад, а перед Великой Отечественной войной под клуб. После 1950-х годов на втором этаже начала работать библиотека. В 2006 г. верующим был отдан второй этаж здания, где в настоящее время проходят богослужения. В прошлом веке в селе действовали 2 деревянные часовни: в нижнем конце села – во имя святого великомученика Георгия Победоносца, построенная во второй половине XIX века, ав верхнем конце села-во имя святого Илии Пророка, построенная в 1913 г. Позже она сгорела. В 2007-2010 гг. на старом фундаменте часовни уроженцем села,предпринимателем Виталием Ивановичем Игушевым, был построен новый деревянный храм во имя Пророка Илии. 20 августа 2011 года храм освящен Преосвященнейшим Питиримом, епископом Сыктывкарским и Воркутинским.
Храм Успения Пресвятой Богородицы и храм во имя новомученика священника Димитрия Спасского в селе Помоздино Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Помоздино В 1806 году по благословению Высокопреосвященнейшего Иосифа, архиепископа Велико-Устюжского и Тотемского было принято решение о строительстве каменной церкви. В 1825 г. был построен одноэтажный каменный храм с двумя престолами: во имя Успения Божией Матери, который освятили 13 марта 1827 г., второй — во имя святителя Николая Чудотворца — 18 декабря 1830г. В 1902 году к храму был пристроен теплый придел во имя святителя Стефана Пермского. Церковь также была расширена устроением в 1902 году трапезной и более крепкой и массивной колокольней. Крыша была покрыта листовым железом и выкрашена медянкой. В 1904 году церковь была обнесена каменной оградой. 21 сентября 1918 года протоиереем Алексеем Тюрниным здесь был отпет священническим чином зверски убитый недалеко от Помоздино иерей Димитрий Спасский из с.Усть-Нем, ныне прославленный как священномученик. Храм закрыли в 1930 году. В 1931 году алтарная часть храма была вся разобрана на кирпичи для социальной стройки. Постановлением Президиума Коми областного исполнительного комитета от 7.03.1936 г. было решено:«церковь закрыть и передать для использования под культурное учреждение». Здание храма использовалось под клуб, затем — с 1938 по 2014 годы — в этом здании находился маслозавод. Храм во имя новомученика священника Димитрия Спасского в селе Помоздино В 2001 году Русская Православная церковь канонизировала священника Димитрия Спасского, убитого в местечке Подора, что в 26 км отс.Помоздино, и похороненного в центре села. В это же время православной общиной села было принято решение о строительстве в его честь деревянного храма. Строительство храма началось в 2004 году со сбора средств. Постановление администрации муниципального района «Усть-Куломский» от 2 ноября 2010 года № 1554 «О предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование Православной Христианской общине». Открытие храма состоялось в 2011 году. В настоящее время настоятелем храма является отец Александр, проживает в с.Усть-Кулом. Храм был построен и освящен 23 июля 2011 г. владыкой Питиримом, епископом Сыктывкарским и Воркутинским.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в посёлке Югыдъяг В 1999г. началось строительство церкви в п. Югыдъяг. Был избран совет прихода из 10 человек во главе с отцом Василием, казначеем Коковкиной Галиной Яковлевной и старостой Уляшовой Надеждой Валентиновной. Не было денег, не было строителей. Нашлись помощники – безработные и пенсионеры. Ему во всем помогал его младший брат Александр (сегодня отец Александр- настоятель храма Святой Троицы в с Усть-Нем). В 2003 году был освящен фундамент. Средства собирало население, женщины отдавали большую часть своих пенсий, отец Василий и руководил, и сам строил храм. Не было проекта храма. Облик храма приснился отцу Василию. Таким он его и постарался построить – семикупольным, в розовом цвете. Стройматериалы стал регулярно выделял директор ЛПХ Жданович В.К. В строительстве часто помогали молодые мужчины, а двое из них – Карманов Виктор Леонидович и Васюков Владимир Васильевич стали постоянными рабочими на строительстве храма. Иконостас приобрели сами с Софринского иконописного завода под Москвой («Софринская икона»). Храм молодой, особо почитаемых икон пока нет. А главным престольным праздником стал праздник Успения Пресвятой Богородицы (28 августа). 4 декабря 2009 года в храме провели первый молебен, а 23 декабря 2009 года прошло освящение храма с участием Епископа сыктывкарского и воркутинского Питирима.
Храмовый комплекс церквей Петра и Павла и Воскресения Христова в селе Усть-Кулом Как рассказывают летописи, ранее в 1646 году с. Усть-Кулом стояла деревянная Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, существовавшая около 300 лет. Начало постройки этой церкви было предположено по преданию так. Первое бревно для основания было спущено на сплав по Вычегде. Где оно остановится, на том месте и решили построить Церковь. Бревно остановилось у устья ручья Вичкошор, где и возведен был храм. Впоследствии эта церковь дважды перенесла пожар, но всякий раз восстанавливалась. В преданиях говорится, что при Церкви жил священник со своими внуками, а сам был слеп. В 1799 году построена теплая, каменная одноэтажная Церковь. 29 сентября 1811 года она освящена в честь святых апостолов Петра и Павла. (1886 году вновь освящена после пожара, когда вся внутренняя часть Храма сгорела, а затем восстановлена). Говорят, что за левым клиросом помещалась древняя икона Святого Николая Чудотворца, с житием, почитаемая Чудотворною. В 1898 году к этой иконе по случаю Священного Коронования Государя Императора Николая, приобретена бронзовая вызолоченная риза. В 1857 году сооружена каменная холодная двухэтажная Церковь с колокольней; верхний этаж освящен 21 июня 1859 года во имя Воскресения Христова, с корпусом колокольни. На нижнем этаже престол освящен 18 сентября 1867 года в честь Владимирской иконы Божией Матери. В преданиях говорится, что эта Церковь построена во время « сильной болезни горячкой», которая распространилась в Усть-Куломе, и от нее умирало много людей. Тогда усть-куломцы обещали построить Церковь во имя Владимирской Богоматери, ежегодно праздновать день Сретения Чудотворной иконы 26 августа, проходя с крестным ходом вокруг села. Также они обещали почитать все праздники, не проводить в это время никаких работ. При этом была выписана икона Владимирской Богоматери, которую поместили в храмовом месте в Церкви Ее имени. После этого болезнь прекратилась». Во время строительства этой церкви в Усть-Куломе произошел бунт. Некоторые из крестьян отказались платить подать, подчиняться начальству. Посему в 1843 году для усмирения бунта в Усть-Кулом было вызвано и прибыло 200 человек- войска во главе Вологодского губернатора. Виновные были присуждены и наказаны, а главные из них отправлены в ссылку. На северо-западе от Петропавловской церкви находился еще один Храм – в честь Святителя Николая Мир Ликийских, чудотворца, построенная в 1878 году на месте прежней деревянной. «Церковь эта небольшой величины и состоит с колокольней, строительство которой окончено только в 1903 году.Эта Церковь была освящена в 1853 году. Внутреннее убранство Храма имело довольно красивый вид. Над Царскими вратами помещалась древняя икона Всемилостивого Спаса, почитаемая Чудотворною». В преданиях говорится, что перед иконой Всемилостивого Спаса некоторые видели по ночам из вне яркий свет, как от горящих свечей. Рядом с церковью построили деревянную колокольню. Звон (колокола) с которой были подняты на колокольню Воскресенской церкви около 1860 года. Все Церкви обнесены каменной решетчатой оградой, которая построена 1902 году и имела в окружности 170 саженей. В этом же году на южной стороне от Церквей построена каменная сторожка. Вокруг храмов росли кедры, огромные березы. Возле храма Петра и Павла сохранилась береза, под ней, по рассказам очевидцев, был захоронен младенец (у какого-то «большого начальника»). За церковной оградой, ныне по ул. Набережная, было кладбище. В окрестностях Усть-Кулома были построены две часовни: одна – в честь иконы Казанской Божией Матери, ее поставили на другом берегу ручья. И еще одну часовню – в честь Николая Чудотворца усть-куломцы построили на окраине села, по дороге в Ульяновский монастырь. Старожилы говорят, что до самого закрытия церквей в середине тридцатых годов храмы полностью заполнялись молящимися. От нападения нечистой силы усть-куломцы оградили свое село двадцатью двумя обетными крестами. И летом – на Казанскую и Владимирскую Богородицу – шли от креста к кресту большим крестным ходом, обходя село по кругу. Праздник этот назывался в народе « Крест-лун». Говорят, что в начале процессии шел священник, за ним на коромысле двое мужчин несли колокол, а третий человек, идущий позади, звонил в него при переходе от креста к кресту. Рассказывают, что в один год население не захотело платить пожертвование священникам за молебны. В этот год начался страшный падеж скота, а охотничьи собаки заболели водобоязнью (бешенством). После этого события крестный ход проводился уже без перерывов. Все церкви сооружены усердием и силами прихожан. Точных данных, когда церкви начали действовать, нет. Побольше сведений узнаем о Храме Петра и Павла. Так, в ведомости за 1875 год указано, что в церкви утварь была скудна (ветхие облачения, деревянные и медные сосуды, самые необходимые Богослужебные книги). В паперти этого Храма находился образ Нерукотворного Спаса, написанная на холсте, которая по рассказам, во время пожара церкви Николая Чудотворца была чудесно выброшена из пламени в Вычегду. У церкви имелась небольшая часть пахотной земли. Выращивалась солома ржаная и яровая, которая в продажу не поступала, а шла на корм скоту. Содержалось небольшое хозяйство: 3 лошади, крупного рогатого скота – 4, овец – 12. Выгоды от скотоводства не было. Средства получали только за счет треб. В течение года доходы составляли 91 руб.76 копеек. Далее, в более поздних материалах (Клировые ведомости за 1880 год) узнаем, что значительно улучшилось материальное состояние Храма Петра и Павла. Утварью церковною обеспечены достаточно: «церковных облачений хороших – 5, посуда разная: медная посеребрянная и оловянная, Евангелий – 4, два из них обтянуты малиновым бархатом, наугольники и средник – серебряные 84 пробы, купель для крещения младенцев и венцы для брачующихся медные, книги Богослужебные почти все в двух рядах…». «Земли усадебной (огородной) было выделено около 500 сажен, пахотной и сенокосной – около 10 десятин. С пахотной земли снято хлеба 8 четвертей на 35 рублей, заготовлено сена 50 возов на сумму 50 рублей, которое шло на прокорм 4 лошадей, 6 коров, 8 овец». По рассказам старожилов, в 30 годы XIX в. убранство храма было очень величественным и красивым. В центре храма арки обрамляли статуи позолоченных ангелов. Сами стены стены тоже были позолоченные, потолки- голубые. Много было красивых больших икон… От храма вниз к реке Вычегда вела дорожка, где совершались летом Таинства Крещения, зимой – освящался Иордан. В 1937 году закрыли двухэтажную церковь Воскресения Христова и Владимирской иконы Божией Матери, снесли все пять ее куполов, колокольню разобрали.Президиумом областного исполкома от 20.03.1937 г. принято решение : «о закрытии Воскресенской церкви и передаче здания под кино».В храме сначала устроили кинотеатр, затем — оружейный склад и пекарню. В 1938 году был закрыт Петро-Павловский храм, в здании размещено пожарное депо. Храм Святителя Николая Чудотворца был разобран на кирпичи. Вновь забилось сердце Петропавловского Храма в 1991 году, когда пенсионерка Агафья Федоровна Кипрушева с другими верующими решили восстановить для молитвы поруганные усть-куломские святыни. В феврале 1991 года Агафье Федоровне удалось организовать и зарегистрировать общину. Председатель сельского совета Липин А.А. передал общине здания церквей. Старостой общины выбрали Милослава Николаевича Игнатова, фронтовика, прошедшего японскую и Великую Отечественную войну. Добивались, чтоб ДОСААФ освободил церковь… Но еще целый год Агафья Егоровна бегала по начальству, чтоб освободили помещения. Затем обратились через газету «Парма Гор» к населению района за помощью в восстановлении храмов. Откликнулся народ – как и встарь, вышли поднимать поруганные храмы не только усть-куломцы, но и донские, ручевские, керчомские, носимские жители. По рассказам, до полусотни людей приходило, не только старики и старушки, но и мужики, школьники, дети. Работа кипела: двери в алтаре заделали, а вход прорубили с западной стороны. Внутри все было черным-черно ,в мазуте после гаража .Только одного песку несколько машин вывезли. Провели электропроводку, тепло. Кто стекло для окон привезет, кто брус, кто краску, половые доски, штакетник. Как привели в порядок внутреннее убранство Петропавловского храма, Агафья Егоровна пригласила священников из Сыктывкара, которые и впоследствии стали приезжать для проведения Богослужений. Когда открылся Ульяновский монастырь, приезжать стал и владыка Питирим. Агафья Федоровна со своими единомышленниками внесла большой вклад в дело устроения Петропавловского храма, мечтала взяться и за большую, каменную двухэтажную Церковь, но не успела – была мученически убита. За восстановление большого двухэтажного Храма взялись православные ребята – скауты, собравшиеся со всей России, под руководством талантливого руководителя Таскаева Сергея Викторовича. В летние периоды 2001 – 2002 года им удалось расчистить первый этаж храма, провести ремонт стен, побелку. Совместными усилиями вновь соорудили иконостас. 6 июня 2002 года, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, после более полувекового перерыва о.Ионой была вновь отслужена Божественная Литургия. Поскольку храм не отапливается, окна не застеклены, службы до 2003 года проводили только в летний период. В настоящее время помещение храма используется под склад для строительных материалов. Второй этаж храма, во имя Воскресения Христова поныне находится в плачевном, разрушенном состоянии… В настоящее время храм во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла восстановлен и в нём проходят богослужения. С 2010 года по благословению Владыки Питирима ежегодно проводится крестный ход от Усть-Кулома до Ульяновского монастыря. 28 августа после литургии от храма Первоверховных Апостолов Петра и Павла верующие идут с молитвой к Ульяновскому монастырю. Расстояние небольшое, примерно 30 км. К вечеру приходят в монастырь, там молебен, трапеза и ночлег. Утром 29 августа в День Спаса Нерукотворного в монастыре служится Божественная Литургия с участием Владыки Питирима, затем праздничный концерт возле стен монастыря. Именно в честь образа Спаса Нерукотворного в конце 14 века здесь была основана монашеская Спасова пустынь самим святителем Стефаном Пермским.
Храм Рождества Святого Иоанна Предтечи в селе Мыелдино По документам Национального архива Республики Коми, в 1807 году в селе Мыелдино из самодельного кирпича была построена церковь, которую освятили в 1864 году. Первым священником в Мыелдинской церкви был Савва Наумович Попов, о котором известно очень мало. По архивным данным он закончил Московскую духовную академию. В Мыелдинской церкви служил с 1777 по 1807 год. Память об этом священнике в рассказах старожилов села сохранилась до наших дней, так как при нем данную церковь посетил архиерей Вологодской епархии. Сохранились документы о священнослужителе Тюрнине Михаиле Васильевиче, закончившем Яренское духовное училище. С 1837 по 1857 год он являлся пономарем, затем дьяконом в Ульяновско – Спасской церкви, после чего служил в Корткеросском Успенском Храме. В Мыелдинской Иоанно-Предтеченской церкви числился со 02 января 1878 по 1889 год. Достаточно долго служил в Мыелдино Клепиков Федор Александрович. Родился он 15 февраля 1873 года в селе Межадор. В 1894 году закончил Вологодскую духовную семинарию, после чего был священником в селе Савинбор и с 1902 года по 1919 год вел службу в Мыелдинской Иоанно-Предтеченской церкви. Жена, Анна Николаевна, урожденная Доброумова, дочь священника. Сын Алексей, 1896 года рождения, закончил мужскую духовную гимназию в селе Усть-Кулом. Последним священником Иоанно-Предтеченской церкви до ее закрытия (1936г.) был Матюшев Мефодий, уроженец села Парч, Усть-Куломского района. Старожилы до сих пор помнят крещение младенца Паршукова Ивана Васильевича (это был последний акт священнослужителя), после чего отец Мефодий, повернувшись к народу, от своего имени попросил прощения за закрытие церкви. Подтвержденные архивными документами фамилии других священнослужителей Мыелдинской Иоанно-Предтеченской церкви с 1777г. по 1919г. указаны в списке общим количеством 34 человека. Настали 30-ые годы. С колокольни был сброшен 50-и килограммовый колокол с надписью: «Благовествуем землю радость велию, хвалите небеса Божию славу». Эту надпись до сих пор помнят старожилы села. Затем под руководством Микова (приезжий), Митипер Павла (Паршукова Павла Митрофановича), Пиля Проко (Прокопия Филипповича Зайкова), молодежь на землю сбросила крест. Женщины плача и причитая, старались помешать происходящему, но их загнали в пожарку и заперли. На ночь крест был оставлен около церкви: представители власти утром собирались разбить его и таким образом уничтожить. Ночью женщинами села крест был похищен. Допросы не дали никаких результатов. Впоследствии выяснилось, что крест был перевезен на другой берег Вычегды. Может так и закончилась бы эта история, но, видимо, Богу было угодно, чтобы спрятанный крест нашли играющие дети и принесли в село. Женщины тотчас спрятали его в дровяном сарае, но к рассвету крест опять исчез. В селе прошел слух, что он был установлен около старого кладбища между двух деревьев и хорошо укрыт от посторонних глаз широким пластом пихтовой коры. До 80-х годов жители Мыелдино приходили к этому священному месту. В середине 80-х годов крест был переведен в Кочпонскую Казанской Божьей Матери церковь, находящуюся близ города Сыктывкара. В 1989 году Мыелдинский сельский совет на месте разрушенной церкви запланировал строительство спортивного зала. Для этой цели Коми обком профсоюзов и Министерством физкультуры и спорта Республики Коми было выделено 40тыс. руб. Но жители обратились в администрацию села с просьбой: вместо спортзала восстановить и открыть разрушенную церковь. Вопрос на листе был решен положительно, оставалось согласовать его с вышестоящими органами. Руководители обкома профсоюзов и Министерства физкультуры и спорта РК были против передачи выделенных денег на восстановление церкви. Поэтому поводу Глава администрации села Мыелдино Валентин Александрович Паршуков неоднократно выезжал к председателю райисполкома Сергею Петровичу Каплину. В случае невыполнения указаний руководства В.А.Паршукову пригрозили судом, но так как в 1990 году в селе была организована церковная община из 24 верующих во главе с Евстолией Ивановной Паршуковой, большая часть жителей настаивала на восстановление храма. Разрешение республиканских властей было получено. Кроме вышеназванной суммы, строительство велось за счет пожертвований жителей сел Мыелдино, Усть-Нем, поселков Югыдъяг, Тимшер, Лопьювад, Белоборск. Нашлись иконы, церковные предметы, которые были сохранены жителями села Е.М.Портнягиной, Л.М.Зайковой, С.В.Паршуковым. 07 июля 1991 года священником церкви Вознесения Господня села Ыб отцом Трифоном была проведена первая служба. С 1995 года в Мыелдинской Иоанно-Предтеченской церкви службу ведет бывший ученик Ульяновского монастыря отец Тихон (Майбуров Павел Алесандрович, 1970г.р.) Во время христианских праздников в церкви ведется служба, регулярно совершаются обряды крещения, венчания, отпевания. На сегодняшний день церковную службу посещают жители села Мыелдино и десяти близлежащих сел и поселков.
Христорождественский храм в селе Деревянск В 1706 году была построена деревянная церковь Рождества Христова. Деревянск стал погостом. Данная церковь упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии в 1755 году. В дальнейшем в селе были построены друг за другом две церкви:первая (холодная) – во имя Рождества Пресвятой Богородицы(1784-1786), вторая (теплая)- во имя Рождества Христова (1797-1799).Обе деревянные, одноэтажные с колокольней. 25 октября 1873 года епархиальным начальством было принято решение о строительстве новой каменной церкви по чертежу, утвержденному губернским начальством. Автором проекта был архитектор Черепанов Николай Яковлевич, сольвычегодский мещанин, «мастер каменных дел». В 1874-1878 гг. тщанием прихожан был построен двухэтажный каменный храм с колокольней в одной связке. Нижнюю часть (теплую) освятили 23 июня 1879 года во имя Рождества Христова, а верхнюю (холодную) — 23 июня 1884 года – во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Внутреннее помещение храма расписали Санкт-Петербургские мастера.У церкви была большая территория, где находились богадельня, дом псаломщика, дом дьякона, пекарня-проскурня, складские помещения.Вокруг церкви была красивая ограда с чугунными узорами, кирпичными столбами, на которых горели лампы во время больших церковных праздников. 19 ноября 1895 года в селе Деревянск состоялось открытие приходского Братства при Христорождественской церкви и освящение построенной на средства Братства богадельни. В задачи Братства входили раздача денежных и других материальных пособий, призрение старых и немощных, распространение религиозной и другой литературы. 16 июня 1935 года президиумом Коми областного исполнительного комитета принято решение:«закрыть храм за неуплату налога со строения и непроизводства ремонта в здании храма». 23 августа 1935 года с храма снесли колокол. До 1991 года здание храма использовалось под клуб, склад сельпо. Храм до сих пор не восстановлен. В 2002 году в селе в здании бывшего детского сада был открыт молитвенный дом. В конце 2016 года он сгорел.
Храм Иоанна Богослова и церковь Святой Мученицы Татианы в селе Керчомъя В 1686 г. здесь была построена первая деревянная церковь во имя Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, деревня стала погостом. В дальнейшем на месте обветшалой деревянной церкви в 1755 году была построена новая церковь во имя Иоанна Предтечи и освящена в 1756 году.С годами и эта церковь обветшала. Тогда сельчане решили построить уже новую, каменную церковь с колокольней и двумя престолами: главный — во имя святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, который был освящен 8 декабря 1847 года, второй придел(теплый) – во имя святого Николая Мирликийского освятили 12 февраля 1872 года. На общем собрании Керчомской сельскохозяйственной коммуны в 1938-м году было принято решение по закрытию церкви и переустройству ее под дом культуры. Президиум Исполкома Коми АССР 16 июля 1938 года удовлетворил данное ходатайство «о закрытии церкви с передачей ее в распоряжение Керчомского сельсовета для использования под культурное учреждение, дом социальной культуры». В настоящее время храм не восстановлен. В июне 2014 года началось строительство нового каменного храма во имя святой мученицы Татианы. 11 октября 2014 г. Преосвященнейшим Питиримом, епископом Сыктывкарским и Воркутинским было освящено основание храма.
Троицкая церковь в селе Пожег В 1686 году в селе Пожег была построена деревянная церковь в честь Святой Троицы. В 1710 году — деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, которая сгорела в 1770 году. В 1777 году тщанием прихожан была построена новая одноэтажная теплая церковь во имя Живоначальной Троицы и освящена 16 января 1779 года. Церковь жители Пожега хотели построить в самом большом населенном пункте в Пожегдине. Приготовили лес и сплавили по реке, привязали плоты на ночь против деревни Пожегдин. На следующее утро жители увидели, что бревен нет. Их нашли в километре вниз по реке, прибитыми течением к берегу. Там и решили построить церковь, сочтя это событие за божье знамение. Место для здания выбрано было на берегу реки, чтобы ее было видно со всех деревень. Хотя здание церкви сначала было деревянным, потом отстроили из кирпича. Вместе с тем были выстроены часовни в Великополье – Святого Николая Пречистого, другая – в Кырныше – Рождества Пресвятой Богородицы. 21 февраля 1834 года было начато строительство каменного храма в честь Святой Живоначальной Троицы с колокольней, который строили около 30 лет. Один из приделов (теплый) был освящен 31 декабря 1864 года во имя святителя Афанасия и Кирилла, архиепископа Александрийского. С 1904 года прихожане стали изготовлять кирпичи на постройку двух боковых приделов храма. В 1911 году начата кладка приделов. Из летописи Пожегодской Троицкой церкви: «Все крестьяне приступили к работе с большим усердием, не жалея ни средств, ни труда, смирно и тихо, без всякого ропота». В 1912 году кладка была завершена, Церковь была расширена и соединена с холодной церковью. В 1915 году закончена работа по внутренней отделке храма, установлен иконостас в память 300-летия Царствования Дома Романовых. Согласно летописи Пожегодской Троицкой церкви, на освящении придела храма в честь святого великомученика Пантелеймона присутствовало около 4 тысяч жителей села Пожег и его окрестностей. В истории Пожегодской Троицкой церкви было три священника. С 1869 по 1885 год – Михаил Андреевич Шейтанов – 50 лет, сын пономаря. С 1885 по 1896 год священником был Александр Сапожников – 25 лет. Молодой священник содействовал открытию первой в истории села школы для своих прихожан. Епархиальные ведомости отмечают «в 1887 году 3 марта появилась одноклассная церковно-приходская школа». Обучали счислению, чистописанию, русскому языку, церковно-славянскому языку, закону божьему. Давали азы грамоты. Для жителей Пожегодской волости религия и образование объединялись в одно культурно-нравственное понятие. И, наконец, с 1896 по 1917 год священником Троицкой церкви становится Василий Алексеевич Тюрнин. Епархиальные ведомости за 1914 год отмечают, что усердие к школьному делу и награжден похвальными листами. За время его пребывания в Пожеге с 1896 года церковно-приходская школа продолжала существовать. Было выстроено новое специальное здание под школу, которое до сих пор существует (распилено в 1997-1998 г.) С 1887 года жители Пожега могли у себя дома получать грамоту, в этом была большая заслуга церкви. После строительства церкви определяется административный центр Пожегодской волости. Пожег становится официальной административной единицей в Усть-Сысольском уезде. Происходит формирование экономики и общества Пожегодской волости. Рядом с церковью возникает погост, волостное правление. Церковь сыграла объединительную роль в волости, построенной тщанием прихожан. Храм был закрыт в 1918 году в связи с отъездом последнего священника. Постановлением Президиума Центрального исполнительного комитета Советов от 10 сентября 1937 г. церковь в с. Пожег была ликвидирована и переоборудована полностью под клуб. В здании храма вначале был размещен клуб, а потом до 1990-х годов — мучной склад. Возрождение церкви Святой Троицы началось в 2000-е годы со сбора пожертвований на первоначальный ремонт храма. Усердием настоятеля, игумена Тихона (Майбурова) и прихожан в течение лета 2010 года проведен ремонт в приделе святого Афанасия и Кирилла. В этом же году 8 ноября святой престол храма был освящен епископом Сыктывкарским и Воркутинским Питиримом. На сегодняшний день в храме проводятся богослужения, продолжаются ремонтные работы по восстановлению других престолов. Часовня в деревне Великополье В 1909 году была построена и освящена деревянная одноэтажная часовня в Великополье во имя святителя Николая Чудотворца, она была приписана к Пожегодской Троицкой церкви. Часовню освятили в конце июня, поэтому эту дату до сих пор отмечают как праздник «Полле Микöла». В 1930-егоды часовню закрыли. В дальнейшем здание использовалось как клуб, зерновой склад. Часовня в деревне Кырныша В начале ХХ века здесь была построена часовня во имя Рождества Пресвятой Богородицы и была приписана к Пожегодской Троицкой церкви. В годы советской власти в часовне был клуб, потом — склад сельпо. Здание сохранилось до настоящих дней, но сильно обветшало. В 2016 году жители деревни решили построить новую часовню во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Храм Нерукотворного Спаса в поселке Тимшер В 2001 году иеромонах Тихон (Майбуров), настоятель Иоаннопредтеченского храма с. Мыёлдино, организовал молитвенный дом в здании бывшего магазина и провел первые богослужения. В дальнейшем был создан приход местной православной общины и начат сбор денег для постройки храма. В 2010 году за счет средств верующих жителей и помощи предпринимателей началось строительство деревянного храма в честь Спаса Нерукотворного Образа. 27 августа 2012 года Преосвященнейшим епископом Питиримом, епископом Сыктывкарским и Воркутинским было совершено освящение храма Нерукотворного Спаса в поселке Тимшер Усть-Куломского района. Интересна сама история поселка Тимшер. Здесь было поселение ссыльных немцев. Была организована лесозаготовка. Со временем в поселок стали стекаться местные жители, привлеченные хорошей работой и социально-бытовыми условиями в поселке. Со временем поселок стал одним из передовых в Коми АССР. К сожалению, сейчас производство в поселке отсутствует, и местные жители живут за счет сбора и реализации грибов и ягод. Но, не смотря на это, жители Тимшера сумели за три года построить храм. Финансирование строительства осуществлялось исключительно за счет средств местных жителей и предпринимателей. К открытию храма местные жители приобрели колокол за 150000 рублей, средства на который собирались в течение года всем миром.
Часовни и церкви с. Аныб Сведения о первой часовне или церкви не сохранились. В 1855 году с благословения Преосвященного Евлампия, епископа Вологодского и Устюжского и усердием прихожан была построена деревянная одноэтажная церковь с двумя приделами и тремя престолами: в честь Преображения Господня (освящена в 1858 году), во имя Святителя Николая Чудотворца, во имя преподобного Феодосия Тотемского Чудотворца (освящены в 1863 году). В 1883 году было принято решение о строительстве нового каменного одноэтажного храма в одной связи с колокольней. В 1884 году приступили к заготовке кирпича. Для этого был устроен кирпичный сарай с обжигательной печью и в течение 3 лет было сделано до 200 тысяч кирпичей. Строительство храма с двумя теплыми приделами было закончено 28 июля 1890 года. Освящение придела в честь Преображения Господня состоялось29 декабря 1895 г ода. Через год, 30 декабря, был освящен и второй престол во имя святителя Николая Чудотворца. Службы прекратились к 1930 году. 7 мая 1934 г. Президиумом Коми областного исполнительного комитета принято решение: «Аныбскую церковь ликвидировать и отдать в распоряжение сельсовета для культурных учреждений».В дальнейшем здание храма использовалось под клуб, склад сельпо, а с 1976 по 2004 год здесь была котельная. С 2004 года здание храма закрыто. Тесно связана с с. Аныб деятельность священномученика Николая Доброумова. Ознакомиться с его биографией можно на сайте pravoslavie.ru http://www.pravoslavie.ru/105509.html