Легенды

1)  О происхождении села Помоздино.

Достоверно известно, что уже в эпоху неолита, 2 тыс. лет до н.э., на крутом берегу Вычегды цивилизованно проживали люди. Большинство ученых предполагают, что это были ветви прафинских племён.

Российский академик Борис Александрович Рыбаков был убеждён, что ещё в 12 веке на Верхней Вычегде, в устье реки Помос, существовал погост Помоздин (на месте современного села Помоздино). Академик относит его к новгородским торговым факториям в Вычегодском крае, служившими пунктами сбора дани с местного населения.

Позднее усть-вымские монахи красивую местность возле речки Помос называли «кафедраилом», то есть крайней точкой влияния, оплотом христианства на Верхней Вычегде. Говорят, это место «орошено святой кровью». Из некоторых источников известно, что в 1454 г. здесь был умерщвлён владыка Пермский, епископ и архимандрит Питирим. Со своими единомышленниками святой отец отправился через Помоздино на христианизацию Чердыни, но случилось так, что именно в это время на Чердынь совершили набег воинствующие язычники — вогулы. Святейшему Питириму и его людям пришлось спешно повернуть назад. Однако язычники догнали их в Помоздино, и здесь умертвили. С тех пор священники это место называли святым. А помоздинцы потихоньку приняли христианство.

 

2) Село Парч. Легенда о сокровищах Зука.

На горе, между селеньями Парч и Лебяжск жил Зук, колдун и разбойник. У него над водами Вычегды была натянута невидимая нить. Когда кто-то проплывал по Вычегде, то задевал эту нить и в доме Зука раздавался звон колокольчика. Он грабил проплывающих людей, но с ним ничего сделать не могли, у него была заговоренная броня. Но все-таки нашёлся колдун, который придумал, как извести Зука. Он поехал на лодке мимо его дома ночью. Зук к этому времени спросонья вышел из дома незаговоренный. Это его и погубило. Узнав о гибели мужа, жена Зука закричала: «Вы убили моего Зука, но я тоже умею колдовать». И после её заговора 33 амбара меди, серебра и другие сокровища Зука исчезли. Найти их говорят можно. Пару лет назад вблизи местечка «Зупугув» была найдена золотая монета давних времен жителем с. Парч.

Источник: («Легенда о Зуке» в опубликованном виде нашёл фольклорист Ю.Г. Рочев в книге «Мифы народа коми», изданной в 30-е годы в Архангельске, составила эти тома А. Попова).

 

3) Легенда о возникновении церкви в селе Пожег

Жители села Пожег хотели построить церковь в самом большом населённом пункте куста – деревне Пожегдин. Приготовили лес и сплавили по реке, на ночь привязали плоты. К удивлению жителей, на следующее утро брёвен на берегу не оказалось. После долгих поисков они нашлись в 3-х километрах от деревни. Люди приняли это событие Божьим знамением и решили на этом месте построить церковь.

 

4) Кресты села Мыёлдино

В настоящее время в селе и его окрестностях имеются тринадцать крестов. Три креста установлены на месте бывших часовен. В деревне Куръядор была возведена часовня в честь святого Николая Мирликийского; в деревне Коджувдор — часовня великомученицы Екатерины; в деревне Дениссикт — часовня иконы Тихвинской Божьей матери. В 30-е годы XX-го столетия часовни были закрыты  и разобрали. В настоящее время на месте этих часовен находятся «Шöр Спас» крест (крест, приуроченный к празднику Преображение Господне, который отмечается 19 августа) и крест в честь иконы Тихвинской Божьей Матери (отмечается 9 июля). В лесу, в четырех километрах от села, находится «чышъяна крест» («крест с платком»). Все кресты периодически обновляются.

Другие кресты были приурочены к храмовым праздникам деревень. В деревне Кирсикт находится крест, приуроченный к празднику Успения (28 августа). На месте старого кладбища, в конце села, стоит обетный крест в честь святого пророка Илии (2 августа). На полях, недалеко от деревни Попсикт, установлен крест в честь святого Серафима Саровского.

 

5) Легенда об иконе Тихвинской Божьей Матери

В селе Мыёлдино, в деревне Дениссикт, на месте бывшей часовни установлен крест в честь иконы Тихвинской Божьей Матери. В селе бытует легенда. Древний образ с ликом Тихвинской Богоматери поднимали по реке Вычегде. Сначала хотели причалить к Богородску и оставить её там, но пристать к берегу гребцы так и не смогли. У многих сёл ещё пробовали пристать к берегу, но лодка плыла всё дальше  и дальше. А возле села Мыёлдино лодка сама причалила  к берегу, возле того места где и был установлен обетный крест, позже на этом месте построили часовню.Больные люди спускались к часовне Тихвинской Божьей Матери и исцелялись.

 

6) Легенда о ясновидящей бабе Насте (Настя-пöч)

В с. Мыёлдино жила предсказательница баба Настя. Она умела читать мысли людей, знала все наперед. Как утверждают братья Паршуковы из п. Югыдъяг – Александр и Василий, баба Настя многим предсказала будущее, причем все её слова в точности сбывались. Так, она предсказала, что в будущем к селу проложат асфальтовую дорогу. Баба Настя умерла  сразу после войны, ни о какой асфальтовой дороге тогда и мечтать не могли.

По словам другой жительницы, Степан Анны, баба Настя говорила, что при любом военном потрясении в с. Мыелдино никогда жертв не будет (якобы Богородица сбережет).

 

7) Озеро «Ыбты»

В окрестностях села Мыёлдино есть озеро «Ыбты», которое питает более 40 источников. По преданию местных жителей, искупавшись в озере, можно исцелиться от болезней, заживлять раны, поднимать иммунитет.

Пожилые рыбаки рассказывают, что  раньше ночью ловили рыбу с лучиной и видели на озере огромную старую щуку.  (Думали, что это большое бревно, а оказалась – древняя щука).

 

8) Чудо-ель в селе Руч

В местечке Кывтыд села Руч растет необычная ельс несколькими стволами. Никто из местных жителей не знает, кто ее посадил. Примерный возраст дерева — около века.

Древняя ёлка стала местным чудом. Жители села считают, что дерево обладает таинственной силой: оберегает, рядом стоящие дома от пожара, передаёт свою силу людям обнявшим её могучий ствол.За необычной елью ухаживала женщина, которая умерла около десяти лет назад в возрасте более 90 лет.

 

9) Медвежатники из Бадьёльска

Жили в деревне Бадьёльск охотники – Кӧрт Öлеш (Железный Алексей) и трое его сыновей. Охотились они в верховьях Лымвы.

Во время осенней охоты, еще до снега, нашли они медвежью берлогу. Но сколько медведей в ней было, не смогли разузнать. Как только выпал глубокий снег, поднялись вчетвером отец с сыновьями в верховья Лымвы добывать медведя. Придя в охотничью избушку, зарядили патроны одиночными пулями, наточили медвежье копье. На другой день поднялись к медвежьей берлоге. Кӧрт Öлеш говорит старшему сыну: «Давай, Петыр, пошевели жердью в берлоге».  Отец с двумя другими сыновьями встали напротив берлоги. Петыр взял жердь, сунул его в берлогу и ткнул медведя в бок. Медведь выскочил из берлоги и в этот момент Кӧрт Öлеш выстрелил и убил медведя.  Петыр снова сунул жердь, из берлоги вышел второй медведь. Выстрелил в медведя средний сын Кӧрт Öлеша. Тут вышел из берлоги третий медведь. Снова его застрелили. И снова велит Кӧрт Öлеш Петыру пошевелить жердью внутри берлоги. Из берлоги вышел еще один медведь, но его они не сумели убить. Отец с двумя сыновьями пустились вдогонку за убегающим медведем. Петыра отец оставил свежевать медведей. И Петыр начал снимать шкуры. С одного медведя снял, только начал другого свежевать, из берлоги вышел медведь и Петыра до смерти загрыз.

Кӧрт Öлеш с сыновьями преследовали медведя два дня. Догнали его в верховьях речки Од на охотничьем угодье Сеньӧ Ивана. Освежевав медведя, пошли обратно к медвежьей берлоге и увидели Петыра мертвым.

 

10) Источник «Кöлысява» в селе Кужба

В Усть-Куломском районе, между Большой и Малой Кужбой, находится чудодейственный источник «Кöлысява» («Свадебная вода»). Существует поверье, что если девушка мечтает о замужестве, ей нужно приехать за свадебной водой к заговоренному источнику. По легенде, век назад парень Митрей Иван Öльöксей отправился из Усть-Кулома к своим охотничьим угодьям силки проверить. Путь лежал через Кужбу. У одного из домов конь встал как вкопанный. В тот момент парень захотел пить. Постучал он в окно ближайшего дома. Вышла бабка, завела в дом, усадила за стол, подала холодной воды из кувшина из того самого родника. Выпил парень, и так хорошо ему стало, будто он все время жил в этом доме. Из другой комнаты вышла девица. Бабка выставила на стол разные разносолы. Молодой человек сказал, что еды много, как на свадьбе, а девушка ответила: «Так это и есть свадьба». Так и создана была новая семья.

Чтобы выйти замуж, девушкам нужно спуститься к роднику с красным поясом, взяв с собой непрозрачный сосуд без плотной крышки. Над водой надо прочитать заговор. Если есть суженый, его нужно напоить свадебной водой, если нет – самой выпить.

11) «Глаз земли» в селе Деревянск

В 18 веке в центре села Деревянск возле крутого обрыва стояли жилые дома, проходила дорога на пристань. С обрыва можно было увидеть участок земли округлой формы из красной глины диаметром 5 метров с черной точкой в центре. По рассказам старожилов, это «зыбучее место» люди обходили стороной. Сейчас внизу обрыва растут деревья и «глаза земли» уже не видно. До сих пор на этом месте жители опасаются возводить постройки.


 

 

 

 

 

 

12) Легенды и предания села Керчомъя

«Лодка, стой»

В Керчомъе начали строить церковь на берегу  реки Вычегды. Сначала была построена большая крестьянская печка, на которой варили брагу и еду.   В то время, когда текло сусло из посуды, по реке плыли на лодке чужие люди, гребли вёслами и что-то пели. Они поднимались вверх по реке. Главный рулевой, который сидел в конце  лодки, увидел сусло и крикнул: «Сусло стой!» и сусло перестало течь. А тот, который  готовил сусло, ответил им: «Если сусло «стой», значит, и лодка стой!», и лодка остановилась. Все гребут вёслами, а лодка не плывет. И старший начал просить, чтобы отпустили лодку. А готовивший сусло сказал: «А ты отпусти моё сусло». И оба обменялись своими колдовскими словами. Сусло  пошло и лодка поплыла. Людям в лодке с берега  крикнули, чтобы они  дальше не бросались такими словами, потому что выше по реке есть колдуны покрепче их.

Сокровища

Село Керчомья расположено вдоль небольшой горы. Раньше она была разделена на части маленькими деревнями, со своими названиями и причудами. Уже потом построили дома и соединились эти деревни. Около первого ручья «Вичко шор» колхоз строил склады, и у каждой деревни были свои колхозы, хранилища для хранения картошки. Шла молва, что там, рядом со складами, где-то цыгане спрятали сокровища. Многие искали во время строительства складов, которые были срублены для хранения зёрен. Нужно произнести колдовские слова и эти богатства сами найдутся. Многие гадали и сейчас даже гадают, но нужных слов не находят. Так и остаётся тайной это спрятанное богатство.

Лютоев Иван Андрианович
со слов отца Лютоева Андриана Ивановича

Щука, орёл и озеро Кадам.

Давно это было. Местные жители поговаривали, что в озере живёт огромная щука с орлом на голове и что эта щука может запросто утащить человека на дно. Ужас и страх испытывали люди, находясь у озера Кадам. Люди боялись не только купаться, но и рыбачить. Долго ещё эта щука наводила ужас. Но нашлись смельчаки, которые выловили эту страшную щуку. Оказалось, что щука была действительно очень больших размеров, а на голове её был вцепившийся орел, но уже высохший, и остался один скелет (видимо, орёл вцепился в голову, пытаясь поднять щуку, но щука утащила его на дно, так и осталась щука с орлом на голове).  Со временем местные жители забыли о страшной щуке и стали приходить на озеро отдыхать, рыбачить и купаться. Сегодня озеро Кадам- самое красивое место нашего края.

Гичева Марина Анатольевна

Легенда о 12 лебедях

Местные жители рассказывают, что ранним утром, накануне праздника «Пыжа гаж», на озеро Вад всегда с юга прилетала стая птиц из 12 лебедей, которая покидала озеро только на третий день после праздника. Прилетели лебеди и под утро на праздник в 1996 году. Но в тот день какой-то заезжий мужчина выстрелил в стаю лебедей. Говорят, сам он потом напился и во время праздничных гуляний утонул в озере Вад. Никто и не заметил, как это произошло. Но с тех пор лебеди больше не прилетают в Керчомъю. У вычегодских охотников до настоящего времени строго соблюдается запрет охоты на лебедей. Считается, что даже за случайно убитого лебедя виновного ждет неминуемая кара.

 

13) Легенды деревни Жежим

Легенда о деревьях

В глубокой старине, примерно 200 лет назад, по деревне Кежемска (Жежим), проезжал купеческий обоз, который направлялся в Усть-Нем на ярмарку. С обозом поравнялась молодая черноглазая зыряночка. Она с интересом смотрела на проезжающих купцов, которые разговаривали на непонятном ей языке. Она пристально посмотрела на молодого купца, который шел в конце обоза. Взгляды их встретились. Он был ослеплен её красотой, а взгляд чёрных, как спелая черёмуха, глаз словно околдовал его. Он тут же решил отстать от обоза. Горячая любовь вспыхнула между ними.

Когда обоз возвращался назад, молодой купец хотел забрать с собой зыряночку и жениться на ней, но она не захотела жить вдали от своей родины.

Вскоре она родила сына Ивана, которому соседи сразу дали прозвище «купчик». Это прозвище кочевало в её роду от поколения в поколение и сохранилось до настоящего времени. Для более лёгкого произношения со временем была заменена первая буква «К» на букву «Ш» и стали называть «шупчик».

Молодая черноглазая зыряночка была пра-пра-бабушкой коми писателя, жителя деревни Жежим — Напалкова Виктора Егоровича. Его мать, Анастасию Ивановну, в деревне до сих пор называют Шупчик Иван Наста.

А на том месте, где встречались черноглазая зыряночка с молодым купцом, выросли два дерева — пихта и ель, корни которых переплелись так крепко, как руки влюблённых.

По воле судьбы Виктор Егорович Напалков недалеко от этих деревьев построил библиотеку с музеем, а деревья взял под свою защиту, окружив их забором.

Много добрых дел после себя оставил род молодого купца. Так, дядя Виктора Егоровича, брат Шупчик Иван Насты — Фёдор Иванович в 1919 г. в деревне Жежим построил двухэтажную школу, в которой полвека училась жежимская детвора.

О происхождении населенного пункта

Кöленаысь-кöленаöмунö предание (легенда): медводзсьöдвöршöрасволывлöмаöсьвöравныКулöмдiныськуимвок: Кöсьта, Клим да Мелек. Найӧстрӧитӧмаӧсьвӧркеркаяс. Кажитчасналытатчӧсвӧр-ваыс, кӧніжуиснышоныд да дона куапемӧс, чӧскыдяяпӧтка, юын – чукӧрӧн-чукӧрӧнуялысьчери. Татчӧвокъяс и лэптасныкеркаяснысӧ, ваясныкотыръяснысӧ.

Налöн нимъясыс öнi на паныдасьлöны деревнялöн некымын местаяс шуигöн: «Кöсьтаяг», «Клим йöр», «Мелекмупельӧс», «Мелек куш».Ок, и озырсійӧ местаяс ыседжыд гобӧн, став сиктыс чӧсмасьӧ, а видзӧдлыны кӧлым кодьеджыд нитшвылӧ, быттьӧ мойдӧ веськавлан.

 

14) Легенда о происхождении деревни Ульяново

Место Ульяново стало знаменито тем, что в 1860 г. по ходатайству жителей Усть-Сысольского и Яренских уездов здесь, на месте древней Спасской пустыни, был учрежден Троицко-Стефановский Ульяновский мужской общежительский монастырь. В наименовании монастыря отразились имена его небесных покровителей.

Святитель Стефан Пермский основал небольшой монастырь (пустынь) в верховьях реки Вычегды в конце XIVвека. Эта пустынь была учреждена им во имя Нерукотворного Образа Спасителя (Спасова пустынь). Сколько в ней было братии, какой устав, долго ли она существовала, когда пришла в запустение,  ни записей, ни преданий не сохранилось.

Как полагают историки, причиной запустения Спасовой пустыни был вогульский князь Асыка, разорявший верхневычегодские селения в 1435 и 1447-1448 годах. С этого времени, вероятно, и сохранилось предание о девице Ульяне, дочери священника, которую забрали в полон вогулы, посадили в лодку и повезли вверх по Вычегде. Она же попыталась убежать, прыгнула в воду и хотела доплыть до берега, но не смогла. Место, где утонула девушка, стали называть Ульяново плесо или просто Ульяново.

Прошло почти два века. В  1667 г. на это место приехал из г. Москвы вдовый священник Федор Тюрнин (в иночестве Филарет) вместе с четырьмя сыновьями Гурием, Стефаном, Никоном и Иваном, чтобы возобновить деятельность Спасовой Пустыни. В том же году Тюрнины построили и освятили небольшую деревянную церковь во имя Нерукотворного Образа Спасителя, снабдив ее церковной утварью, привезенной с собой из Москвы и Великого Устюга. В 1684 году эта церковь сгорела и была восстановлена в 1689 году.

 

15) Ястребиный остров «Варыша дi»

На озере Донты, в местечке Ястребиный остров (коми. «Варыша дi»), жили ястребы, коршуны и большой орёл. Местные рыбаки и охотники не смели подплывать туда, так как большая птица охраняла себя и своих соседей. На том острове были большие запасы ягод, грибов, много рыбы. Мужикам надоело терпеть. Они тщательно подготовились. В один день охотники и рыбаки собрались и совместными усилиями уничтожили большого орла. Только одна его голова была размером с голову упитанной овцы, а когти, словно корни большого дерева, пугали даже бывалых старожилов. Говорят, кости гигантской птицы до сих пор находятся где-то на том острове.

 

16) Орёл «Кутш»

В местечке Ёль, в самом конце длинного извилистого озера Донты обитал орёл (коми.«кутш»). Однажды коми охотник застрелил большую птицу. Через месяц этот охотник умер. С тех пор орлов никто никогда не трогал. В настоящее время на озере обитают четыре орла, имеются два гнезда.

 

17) Сир «Щука»

На озере Донты обитает щука размером с лодку, покрытая мхом. Большой рыбе много-много лет. Однажды с местечка Широкий (самое широкое место на озере) большая щука начала гнаться за рыбаком. От страху он греб на лодке как никогда. Как только он доплыл до канала, огромная щука развернулась и исчезла в пучине озера. Говорят, большая старая щука до сих пор обитает на озере и периодически появляется перед рыбаками. Она запросто может опрокинуть лодку, но добрых людей огромная щука не трогает.