Сельские поселения

Усть-Кулом

 

            Село Усть-Кулом – самый большой населенный пункт в верховьях Вычегды, это административный, экономический, культурный центр  района.  Здесь проживает около семи тысяч человек. Есть средняя школа, школа-интернат, 7 детских садов, центральная районная больница, около 80 различных предприятий и организаций, более 50 магазинов.  Работает завод по производству топливных брикетов.

            История Усть-Кулома запечатлена в памятниках, хранится в названиях улиц. Возле храма Святых Апостолов Петра и Павла установлен памятник народному судье, коммунисту С.П. Кочанову, расстрелянному белогвардейцами в 1918 г.

            В 1981 г. установлен памятный знак воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В 2007 г. – памятный знак воинам-землякам, погибшим в региональных войнах и локальных конфликтах.

            Одна из новых улиц села названа именем Б.П. Липина, заместителя начальника ОВД Усть-Куломского райисполкома, погибшего в 1966 г. при исполнении служебных обязанностей.  В память о В.С. Лодыгине, погибшем при ликвидации незаконных вооружённых формирований в Северо-Кавказском регионе, на здании Усть-Куломской средней школы установлена мемориальная доска. Его именем названа улица.

Что посмотреть?

  • Храм Святителя Николая. Как рассказывают летописи, уже в 1646 году в селе Усть-Кулом  была деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. По описанию местного летописца И.С.Рассыхаева, построена она была еще до 1600 года. Начало постройки этой церкви было предопределено. Первое бревно для основания было спущено на сплав по Вычегде. На том месте, где оно остановится, решено было построить церковь. Бревно остановилось у устья ручья Вичкошор, где и был возведен храм. Отдельно рядом с церковью Святителя Николая Чудотворца построили деревянную колокольню.
    Впоследствии церковь Святителя Николая Чудотворца дважды перенесла пожар, но всякий раз храм восстанавливали. (Воскресная школа)
  • Храм святых апостолов Петра и Павла.  В 1811 году построена первая каменная теплая церковь в честь Святых Апостолов Петра и Павла. Вокруг храмов в 1902 году построили  ограду, которая имела в окружности 170 саженей. Внутри церковной ограды росли кедры, берёзы. По склону к реке хоронили священнослужителей.Во время строительства этой церкви  в Усть-Куломе произошел бунт (Усть-Куломский бунт 1841-1843) . Некоторые из крестьян отказались платить подать, подчиняться начальству. В 1843 году для усмирения бунта в Усть-Кулом было вызвано 200 человек войска во главе Вологодского губернатора. Виновные беспорядка были осуждены и наказаны, а зачинщики отправлены в ссылку…
  • Двухэтажный Храм Воскресенья Христова с колокольней построили в 1857 году.
  • Памятник воинам-землякам, погибшим в локальных войнах и региональных конфликтах.
  • Сквер участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской Атомной электростанции. устроен в 2016 году.
  • Сквер молодоженов. Антураж скверика создаёт ажурный арт-объект в виде сердца.
  • Памятный знак воинам, погибшим в Великой Отечественной войне.

 

События.  

Самое известное событие района — республиканский конкурс современной коми песни «Василей». Авторы идеи — композиторы, поэты-песенники Василий Яковлевич Гущин, Василий Григорьевич Лодыгин и Василий Николаевич Чувьюров. Песни, исполненные на «Василее», становятся поистине народными.

О других событиях с. Усть-Кулом вы можете посмотреть здесь

Где остановиться?

1) Новый гостевой дом «Застава Коми» («Эжвайыв керка») https://vk.com/ecolines11 Тел. +7 (912) 964-02-81 

Размещение до 12 человек , все удобства (санузел, спутниковое TV, муз. аппаратура, микроволновка,  холодильник, кухонные принадлежности и т.д.)

Дом построен из экологически чистых бревен,  центральными объектами являются русские печки с полатями. В доме  проводятся мастер-классы по приготовлению коми блюд,  изготовлению традиционной коми выпечки, а также мастер-классы по изготовлению деревянных лодок. На базе гостевого дома организуется рыбалка, охота, спортивный отдых (лыжня, спортивная ходьба), зимой катание на снегоходах, горка для катания на ватрушках. Проводятся праздничные мероприятия, в том числе свадьбы.

2) Гостиница «Эжва» https://vk.com/club95442832 

Адрес: с. Усть-Кулом, Советская ул, 44. Тел. +7 (8237) 94-2-84

гостиница в центре с. Усть-Кулом, совсем рядом находятся магазины, рынок, столовые и кафе, административные учреждения района.

10 номеров различной вместимости, размещение до 20 человек. В каждом номере санузел, холодильник, телевизор, чайник.

Село Носим и поселок Паспом.    

С 2018 года  Носим и посёлок Паспом входит в сельское поселение Усть-Кулом. Здесь насчитывается около 780 жителей.  Работают филиал Усть-Куломской средней школы, 2 детских сада, 2 фельдшерско-акушерских пункта, магазины, клуб и Дом культуры, библиотека, крестьянско-фермерское хозяйство.

Чем заняться? 

              В селе Носим располагается лыжная база отдыха «Носимские альпы». Зимой организован прокат лыж и «ватрушек», а весной и осенью в лесном массиве можно играть в пейнтбол.

События

              Традиционным праздником в сельском поселении «Носим»  является Праздник Святой Троицы.  До 1917 года День Святой Троицы являлся праздником села, утвержденный церковью Святых Петра и Павла Усть-Куломского езда. После Великой Октябрьской революции данный праздник проводился только между верующими. В селе стояли три креста, основной из них был на месте старой часовни, остальные кресты при въезде в село и выезде. Вскоре эти кресты были снесены. 

              Возобновление празднования Дня Святой Троицы произошло в 1994 году, и с тех пор он проводится ежегодно. В этот день съезжаются в с. Носим жители окрестных сел, бывшие жители села Носим, проживающие в других селах и в городах, посещают кладбища в с. Носим и в п. Паспом, затем участвуют в праздничных мероприятиях, организованных администрацией сельского поселения, работниками клуба и библиотеки, общественностью села. Для гостей проводятся  мастер-классы, весёлые старты. Всех гостей угощают ухой и выпечкой.

Кебанъель

                 Поселок Кебанъель. Название посёлка произошло от названия ручья «Кебан» — мелководный лесной ручеек.

                 Поселок Кебанъель был образован в 1946 году, почти сразу после окончания Великой Отечественной войны. В 1950 году на основе мастерского участка организовались Кужбинский леспромхоз, четвертое строительно-монтажное управление (СМУ-4), построены школа, клуб и библиотека.

                 В настоящее время в поселке проживает около 2000 человек. Работают администрация сельского поселения, средняя общеоброзовательная школа, почта, клуб, библиотека, детский сад, врачебная амбулатория, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, частная пекарня, магазины, частные предприятия, плотбище ООО «Монди СЛПК».

Где остановиться?               

Турбаза «Пожома яг» https://vk.com/club53051378

Адрес: поселок Кебанъёль, местечко Сосновый Бор, д. 9.

Тел. +7(82137) 9-65-91, 9-49-56. 

Вместимость: 25 человек. 

Дон

              Село Дон — центр административного  сельского  поселения «Дон» находится в 15 км от с. Усть-Кулом возле озера Донты, откуда  и получило свое название.

              Возникло село в 1707-1719 гг. Впервые упомянуто в переписи 1719 г.: деревня Дон, 5 дворов.

              В настоящее время в селе имеются администрация, 2 магазина, школа, фельдшерский пункт, детский сад, сельская библиотека. В 2015 году был открыт новый социокультурный центр. В новом здании центра под одной крышей разместились библиотека, клуб и спортзал.

              В центре проводят тренировки и соревнования, есть  большой спортивный зал, который оснащен передвижной сценой и местами для зрителей при проведении культурно-массовых мероприятий. Также предусмотрены кабинеты для кружковой работы, просторные раздевалки и душевые комнаты для занимающихся спортом, кабинеты для специалистов.

Что посмотреть?

  •     Коми изба-музей  Павлова В.С.

             Дом 1892 года постройки. В одной половине дома  можно увидеть старую русскую печку, полати и зыбку для новорожденного. В одной из комнат, построенных в 1953 году (вторая половина дома), атмосфера быта середины 20 века сохранилась до наших дней. В доме собраны  верхневычегодские костюмы, полотенца, утварь, которая имела отношение к внутренней обстановке жилища коми: прялка, пяльцы, посуда для замешивания теста, чугунки. Все вещи, собранные в доме, и сегодня функциональные. Особую ценность представляет вышивка, расположенная в одной из комнат: картина-карта Троице-Стефано-Ульяновского мужского монастыря в том виде, каким он был в период своего расцвета. Кроме этого дом-музей используется как гостевой дом, где можно переночевать.

В доме-музее вы увидите и ткацкий станок 1900 года, и медный самовар, из которого пили чай в XIX веке. Одним из самых ценных раритетов дома считается литография XIX века с видом Троице-Стефано-Ульяновского мужского монастыря в период его расцвета. Василий Степанович проводит рукой по развешенным один за другим колокольчикам, и все вокруг наполняется очаровательно-разнообразными звуками. Когда перезвон смолкает, объясняет:

– Колокольчики – для коров и коз разных времен, начиная с семнадцатого-восемнадцатого веков. По разным звукам хозяева могли услышать, где и чья корова находится.

Особую гордость владельца дома составляют охотничьи атрибуты. Есть, например, кожаный жилет с кармашками для патронов XVII века,  старинный компас, По-Коми «матка», и вообще,  уникальная вещь: кремниевое ружье, на которое в свое время даже положил глаз Национальный музей Коми.

  •   Озеро Донты. Есть разные истолкования названия:

             Местное объяснение «Дон гöрд», то есть накаленное до красна так, как будто отражается солнце при восходе на поверхности озера. Может быть, «озеро рудное», так как имеется краеведческий материал, собранный в Удорском районе о добыче озерной руды из озера Донты, которое находится вблиз села Кослан. «Дон» — железная руда, «ты» — озеро.

            Озеро Дон расположено в бассейне рек Кулэмъю и Вычегды, в 7 километрах к юго-востоку от села Дон.  Дон-ты — одно из самых длинных озер Республики Коми, его длина составляет почти 20 километров. Глубина же всего 1,5 — 2 метра. Сапропелевые грязи со дна озера Дон-ты аналогичны лечебным сапропелям озера Налимское Магаданской области и  озера Галичское в Костромской области (на них построены грязелечебницы). Показанием к наружному применению сапропеля являются болезни системы кровообращения, нервной системы, костно-мышечной системы и многие другие. Это красивейшее озеро с островками соснового бора на заболоченных берегах, где гнездятся редкие птицы (лебедь-шипун, сапсан, орлан-белохвост) и проживают промысловые звери (заяц-беляк, куница лесная, рысь, лось). Ихтиофауна представлена в основном щукой, язем, окунем и сорогой. Дно покрыто мощными отложениями сапропеля, который можно использовать в грязелечении. Болота, расположенные вокруг базы отдыха, изобилуют клюквой, морошкой, голубикой, черникой, брусникой и грибами.

Вы можете посмотреть видео об озере Донты

Где остановиться?

Коми изба-музей  Павлова В.С. используется как гостевой дом, где можно переночевать.

Адрес: Республика Коми, Усть-Куломский район, с. Дон, ул. Центральнаяд.40 «а».

Описание: http://adm-spdon.ru/baza-otdykha-rybak.html

Тел. +7(922)593-52-10, +7(912)144-41-06, 8 (82137) 94-2-02.

Деревня Жежим

            Деревня Жежим относится к сельскому поселению Дон, находится в 45 километрах от с.Усть-Кулом. Жежим — деревня на правом берегу р. Жежимъю  (правый приток р. Вычегды).

            В этой маленькой деревне с населением 140 человек есть   краеведческий музей, в котором  показаны удивительные и редкие экспонаты быта коми крестьян: изделия из бересты, дерева, глины, железа, кожи; домотканые и вязаные изделия и многое другое; в музее также  есть уголок, посвященный Великой Отечественной войне и жизни заключенных Локчимлага , также есть библиотека с этнодвором, недавно восстановили часовню в честь Святого Священно мученика Власия, епископа Севастийского.

Село Жежим Усть-Куломского района – родина коми писателя Виктора Егоровича Напалкова, заслуженного работника Республики Коми, члена Союза журналистов и Союза писателей России. Виктор Егорович – большой патриот своего села и давно мечтал об открытии центра коми культуры в с.Жежим.

В 2013 году, в год его 75-летия, заветная мечта сбылась – здание, построенное на средства районного бюджета, средства, выделенные в рамках социального партнерства с ОАО  «Монди СЛПК» и частные вложения семьи Напалковых, введено в эксплуатацию. Здесь расположилась сельская библиотека краеведческой направленности с обширным фондом литературы писателей Верхней Вычегды.

Что посмотреть?

Жежимская библиотека-музей

               Особая ценность фонда – частная коллекция книг В.Е.Напалкова (художественная литература с именными подписями писателей Республики Коми).  Гости и жители деревни знакомятся с творчеством В.Е. Напалкова, других  именитых писателей района, республики, для них проводятся  встречи с писателями и поэтами, журналистами района и республики, обзорные экскурсии, тематические мастер-классы. 

               Сегодня библиотека работает над организацией пространства литературной гостиной: выделен фонд краеведческой литературы, оформляются выставки по творчеству писателей, литературный стенд.

               В деревне Жежим есть краеведческий музей,    где показаны удивительные и редкие экспонаты быта коми крестьян, маленькой, но богатой историческими событиями деревни. Экспозиции музея расскажут об истории  часовни, построенной в честь Святого Власия Епискова Севастийского и разрушенной в годы войны. Быт, созданный руками его старательной жены, расскажет историю коми народа, раскроет тайны увлечений и секреты успеха коми охотника.

               Большой интерес посетителей библиотеки вызывает музейно-этнографическая экспозиция  старинных предметов быта коми народа. Имеющиеся объёмные экспонаты (сельскохозяйственные орудия, охотничьи снасти, сани, лодка) требуют расширения территории музейной экспозиции и обустройства этнодвора. На территории  библиотеки есть амбар, колодец, качели, охотничий домик, место для кострища. 

              В  деревне Жежим есть возможность изучения истории исчезнувших с карт посёлков репрессированных и спецпереселенцев. Сохранилось место захоронения заключенных Локчимлага. В 2002 году на этом месте установлен памятный знак, а в самой деревне открыт памятник жителям, безвинно погибшим в годы репрессий.

Керчомъя

            Село Керчомъя. Название села – «Керчомъя» имеет двоякую трактовку. Некоторые полагают, что в его имени запечатлен «багульник», по-коми «керч». Но большинство исследователей считают, что название села состоит из двух частей – «кер» и «чом», что переводится как «бревенчатая избушка». Возможно, из одинокого домика, окруженного лесом, где по весне белыми пушистыми цветами расцветал багульник, и разрослось село, к концу XIX века став в Коми крае одним из самых многолюдных, богатых, как бы назвали сегодня, самодостаточных селений. Количество домов здесь приближалось к тысяче, около пяти тысяч человек составляло население, село растянулось аж на восемь километров. Про Керчомъю говорили: кержацкое село. Под кержаками подразумевали староверов. Больше всего приверженцев старой, дониконской веры среди коми проживало на Удоре и по Печоре. Были они также в Прилузье, а по Вычегде староверие укоренилось лишь в Керчомъе да в соседней с ней Воче.

Хранительницей памяти самобытного коми села стала вчерашняя горожанка Нина Самарина. Интересный материал о ней и наследии Керчомъи  можно прочитать в статье на сайте BezFormata 

Имя художника-абстракциониста Василия Кандинского сегодня хорошо известно во всем мире. Но мало кто знает, что одним из источников вдохновения для его необычного творчества стало путешествие в Коми край. В далекий уголок Российской империи будущий художник, а тогда еще студент-юрист Московского университета, приехал в 1889 году. Основной целью его поездки являлся сбор этнографического материала по культуре коми-зырян. Самой дальней географической точкой в зырянской глубинке для Кандинского стали верхневычегодские села Усть-Кулом и Керчомъя. Путь-дорога художника через северную тайгу вполне может стать новым интересным маршрутом для развития внутреннего туризма в республике. Видео о путешествии художника в край зырян можно посмотреть здесь

Интересная статья о путешествии Василия Кандинского и этнографическом путешествии Сергея Сергеля 

 

События

Праздник «Пыжа гаж» (Праздник на лодках)

          В 1993 году в с. Керчомья возрожден старинный праздник «Пыжа гаж» (Праздник на лодках). Это народное гуляние проходит в июне, когда все посевные работы у крестьянина уже закончены, а до сенокоса еще есть время. Праздник проходит на живописном лугу напротив села, у красивого озера Вад. Прямо на воде размещается сцена для выступления творческих коллективов. Участниками праздника становятся все жители с. Керчомья, а также многочисленные гости из других населенных пунктов района и республики. В этот день на озере проходят соревнования на лодках, на цветущем лугу – скачки на лошадях и другие спортивные состязания. Допоздна на лугу водят хороводы под веселые наигрыши керчомских гармонистов, мелодичные коми песни и задиристые частушки.

Что посмотреть?

Озеро «Кадам»

          Озеро Кадам расположено на правом берегу Вычегды, представляет собой остаток древнего большого приледникового водоема. Кадам состоит из трех частей: Малый (Дзоля), Средний (Шор), Большой (Ыджыд).   Ыджыд Кадам имеет круглую формы и в народе его прозвали «Коми море». Интересно это озеро еще тем, что  на озере Кадомском используется нетрадиционный лов рыбы. Рыбаки среди лета идут на озеро с зимними удочками. Секрет прост: часть озера покрыта растительным ковром, способным выдержать человека. Мох пробивается палкой, и лов идет по «зеленым» лункам.

          Благодаря мелководности озера в летний период вода хорошо прогревается. Температура воды колеблется от 15  до 20  С. В водоемах озера отмечено 8 видов рыб: язь, плотва, карась, лещ, щука, окунь, ерш, налим. В гнездовый период здесь отмечено 17 пар журавлей, также обитают серые лебеди. В охотничьих угодьях обитают утки, гуси, в зимний период тетерева. Уникальность сосновых лесов района озера подчеркивается тем, что здесь располагаются основные гнездовья хищных птиц и сов (орлан-белохвост, скопа, филин), которые в настоящее время являются редкими и охраняемыми видами, а также черный коршун, тетеревятник, воробьиный сыч, ястребиная сова и другие.

Где остановиться?

База отдыха «Кадам»  https://vk.com/vizuvkadam

Адрес: Усть-Куломский район, с.Керчомья, ул. Центральная, д.217 А

Тел. +7 9225952204

                 База отдыха «Кадам» расположена в 10 километрах от старинного коми села Керчомья. В округе – сказочной красоты зимний лес, остаток древнего большого приледникового водоема — озеро Кадам. Как здорово из горячей парилки сразу нырнуть в озеро или облиться свежей водой. Прогуляться на лыжах по зимнему лесу, покататься с горки на санках.

                База отдыха готова к приему гостей в любое время года.  На территории базы расположено 2 небольших дома (каждый готов принять 2 человека) и большой дом на 8 человек. Дома отапливаются дровами, что привнесет в  вечерний  отдых особую нотку, поможет создать обстановку домашнего очага. Для размещения гостей в домах есть необходимая мебель (диваны, столы, кровати, тумбы), имеется телевизор и караоке-бар.

Нижний Воч

 

Название поселков Верхний и Нижний Воч связано, возможно, с гидронимом «Воч», с  переводом с мансийского слова осься-«узкий»,т.е «узкая»(река) или, если археологи  подтвердят наличие следов поселений на р. Воч ,то за истину можно принять объяснение из языков обских угров, хант. воч.- «поселение»,«город». Возникло после 1747 года,упомянуто в материалах 4  ревизии 1782 года. В 1892 году здесь  открылась церковно-приходская школа, имелась пристань.В 1904 году открылась библиотека .В сельхозпереписи 1916 года упомянуто село Нижне-Воч — административный центр поселения, куда входят деревни Верхний Воч, Воль, Дема, Сотчемув. Здесь проживают более 800 жителей.

По местному преданию, вдоль р.Воч жила йогра. В верховьях реки имеются чудские  городища. Другая местная легенда гласит, что первыми поселенцами на р.Воч были русские, которые в количестве восьми человек первоначально поселились на Березнике между возникшими позднее Нижней и Верхней Вочью.

Деревня Верхний Воч — самая южная точка района, самый крайний населенный пункт Республики Коми на границе с Пермским краем.

Что посмотреть?

  • К востоку от деревни Верхний Воч — ботанический памятник природы «Воч-Вольский», сохраняющий исторические границы распространения кедра сибирского.
  • В деревне имеется памятник воинам-участникам  Великой Отечественной войны. На войну ушло 73 человека. Многие не вернулись.  В библиотеке имеется стенд ветеранам ВОВ. 
  • Также имеется памятник на месте массового захоронения  репрессированных ,который установили 2014 году .

Дзёль

   

           Дзёль – село на правом берегу реки Воч Усть-Куломского района. С южной стороны граничит с Пермским краем. Крайняя точка Республики Коми с южной стороны. Название села произошло от слова «дзольгö», что в переводе на русский означает «звон ручья», так как село стоит на четырех родниках. Возникновение деревни Зельская в истории упомянуто с 1820 года. Тогда она относилась к Вологодской губернии. В 1881 году деревня уже носила название Дзельская и относилась к Керчемской волости. В то время в деревне жил 91 человек (46 мужчин, 45 женщин), насчитывая вместе с деревней Габово. Население постепенно увеличивалось. В 1916 года население составляло 108 человек (46 мужчин, 62 женщины), деревня относилась к Вочевской волости.

Что посмотреть?

Часовня в д. Габово. 6 мая 2015 года в д. Габово открылась часовня, построенная по благословению епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима, в честь святого великомученика Георгия Победоносца в память погибшим воинам  д. Габово в годы ВОВ 1941-1945 гг.. Часовня была построена под руководством руководителя экспедиции «Дорога к храму», командира поискового отряда «Наследие», Сергея Викторовича Таскаева.

Югыдъяг

 
              Поселок Югыдъяг находится в 83 км от райцентра. В состав сельского поселения входят пст. Югыдъяг (проживают 1907 чел.), пст.Белоборск (проживают 259 чел.), пст.Вад (проживают 21 чел.), пст.Важэжва (проживают 2 чел.), пст.Смолянка (проживают 785 чел.), д.Канава (проживают 23 чел.).

              Сегодня в сельском поселении, объединяющем поселки Белоборск, Смолянка и деревню Канава, проживают более трех тысяч человек, работают администрация, средняя школа, детские сады, участковая больница, Дом культуры и клуб, библиотека, почта, магазины, лесоперерабатывающие предприятия, дом престарелых, плотбище «Монди СЛПК».       

 Предприятие ИП «БелыйВ.В.»  Производство топливных брикетов (биотопливо)

            Предприятие Виктора Васильевича Белого на рынке лесозаготовительной деятельности республики известно с 1997 года. Оно специализируется на заготовке древесины, лесопилении и оказании автотранспортных услуг.

            Компания стремится осуществлять свою деятельность так, чтобы максимально снизить ее воздействие на окружающую среду и сохранить лесные экосистемы. В начале 2015 года предприятие запустило линию по производству брикетов марки RUF. Тем самым создало полный цикл технологического процесса, от собственной заготовки до полной переработки древесины.  Брикеты изготавливаются из опилок хвойных пород. Продукция надежно упакована и для удобства транспортировки представлена на поддонах. Предприятие постоянно развивается, и в июне 2015 г. запустило новую линию по производству пеллет.

Деревня Канава и Северо-Екатерининский канал

            Деревня Канава находится на левом берегу реки Северная Кельтма. На юго-востоке Усть-Куломского района, находится уникальное сооружение исторического прошлого России – Северо-Екатерининский канал.

          В 1778 г. чердынским купцам удалось в период весеннего паводка доставить прямо в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар) несколько судов с хлебом, которые прошли по Южной Кельтме в Северную Кельтму. Так была обнаружена уникальная река Джурич, единственная текущая одновременно в два моря: в верховьях через Северную Двину — в Белое, в низовьях через Каму — в Каспийское. Но соединяла оба моря Джурич только в особо полноводные периоды.

          18–ти километровый канал соединяет реки Северную Кельтму и Джурич,  через систему Волго-Балтийских каналов и рек Волгу и Северную Двину, а значит, Каспий с Балтийским  и Белыми морями, Северный Ледовитый океан с Атлантическим. Вопрос о строительстве канала был поднят в 1785 году при царствовании Екатерины II. Это было самое крупное гидротехническое сооружение в России в первой половине 19 века,  уникальное сооружение было своего рода «окном в Европу», по которому  планировалось обеспечить поставку продукции с уральских заводов, в которой так нуждался российский флот, строительного леса для юга страны, развивать торговлю хлебом, солью, пушниной, чаем, рыбой, жиром внутри страны и с зарубежными государствами. Его строили почти 36 лет вместо 5-ти запланированных, на что израсходовали  почти 2 миллиона рублей, вместо предусмотренных 400 тысяч  рублей. К сожалению, проработал канал всего 25 лет, после чего стал быстро мелеть и был заброшен.

           Периодически предпринимались попытки восстановить канал. Последняя попытка пришлась на 70-е годы двадцатого века, когда для углубления дна применили ядерные взрывы.

           Северо-Екатерининский канал до сих пор привлекает  туристов, предпочитающих активный и  экстремальный вид отдыха.

Мыёлдино

            Село Мыелдино (МысЭжва Мыс) находится на правомвозвышенном берегу Вычегдынапротив устья рЮжная Мылва. Название «Мыёлдино» указывает на то, что село расположено около устья р. Южная Мылва. Местное название Мыс указывает на местонахождение села: вс. мыс, мысок «холмик, холм, бугорок, бугор», нв. мыс «возвышенность, крутой берег, горка». Эжва Мыс следует понимать «возвышенность, крутой берег Вычегды». В пользу этого говорит и название одной из частей села — Чоййыв «вершина, верхушка холма, возвышенность».

            Первое упоминание о с. Мыёлдино находим в переписной книге 1678 г. «Починок Усть-Курья на реке на Вычегде: поселились после переписных книг тому 7 лет с погосту Усть-Неми…» Починок Усть-Курья, вероятно, современная деревня Курьядор, ныне входит в состав Мыёлдино. «Деревня Агафоновская на реке Вычегде на устье реки Мылвы, поселились после переписных книг тому 10 лет, а поселились они с погосту Усть-Неми…»
            По всей вероятности, «д. Агафоновская» была первоначальным названием с. Мыёлдино. Во время второй ревизии 1745 г. в составе Мыелдинского погоста появляется д. Ковчюдор, под которой следует подразумевать одну из частей села — Кöджувдор «место внизу у излучины», на карте 1918 г.— Кожувдорская. Здесь Вычегда меняет свое русло.
          Кроме вышеперечисленных деревень, Мыелдино имеет следующие части: Грезд «деревня», Вичкодор «место у церкви», Попсикт «поповская деревня», Карпсикт «Карпова деревня», Öнисъсикт «Анисимова деревня», Дениссикт «Денисова деревня», Кирсикт «Кириллова деревня». Все они расположены на высокой возвышенности вдоль правого притока Вычегды на протяжении шести километров.

Что посмотреть?

Кресты с. Мыёлдино

             В настоящее время в селе и его окрестностях имеются тринадцать крестов. Три креста установлены на месте бывших часовен. В деревне Куръядор была возведена часовня в честь святого Николая Мирликийского; в деревне Коджувдор — часовня великомученицы Екатерины; в деревне Дениссикт — часовня иконы Тихвинской Божьей матери. В 30-е годы XX-го столетия часовни были закрыты  и разобрали. В настоящее время на месте этих часовен находятся «Шöр Спас» крест (крест, приуроченный к празднику Преображение Господне, который отмечается 19 августа) и крест в честь иконы Тихвинской Божьей Матери (отмечается 9 июля). В лесу, в четырех километрах от села, находится «чышъяна крест» («крест с платком»). Все кресты периодически обновляются.

            Другие кресты были приурочены к храмовым праздникам деревень. В деревне Кирсикт находится крест, приуроченный к празднику Успения (28 августа). На месте старого кладбища, в конце села, стоит обетный крест в честь святого пророка Илии (2 августа). На полях, недалеко от деревни Попсикт, установлен крест в честь святого Серафима Саровского.

Озеро «Ыбты»

             В окрестностях села Мыёлдино есть озеро «Ыбты», которое питает более 40 источников. По преданию местных жителей, искупавшись в озере, можно исцелиться от болезней, заживлять раны, поднимать иммунитет. Пожилые рыбаки рассказывают, что  раньше ночью ловили рыбу с лучиной и видели на озере огромную старую щуку.  (Думали, что это большое бревно, а оказалась – древняя щука).

Диасёрья

 
             Есть версия, что название посёлка Диасёрья произошло из-за особенности местности. «Дi»- остров, «шоръя»-ручей, искаженное коми слово. В целом, место, где есть остров и ручьи.

            Усть-Куломский район гордится славной историей лесного поселка Диасёрья — труженика, замечательными трудолюбивыми и талантливыми жителями, прославившими малую родину. Здесь родился и вырос член Совета Федерации Дмитрий Александрович Шатохин. 

            В состав сельского поселения Диасёрья входят пст. Диасеръя (проживают 524 чел.), д.  Югыдтыдор (проживают 20 чел.). 

Деревня Югыдтыдор

                   Деревня Югыдтыдор – в документах архивного фонда Усть-Сысольского духовного правления, в клировых ведомостях Помоздинской Успенской церкви за 1852-1875 гг., первое упоминание деревни Югидътыдорская (так в документе) встречается в клировой ведомости за 1875 г. Дополнительно в документе указано: «деревня Югидътыдорская в количестве 3 дворов, число душ: мужских – 9, женских 13; расстояние до церкви – 70 верст», имеется отметка «в весенние и оные времена весьма затруднительно в путесообщении». Зимой в Югыдтыдор можно добраться по зимнику, летом — только на лодках по р.Воль.

                Это, пожалуй, самый девственный уголок района, яркий пример ведения натурального хозяйства. Жители занимаются охотой и рыболовством, сбором грибов и ягод. Но, несмотря на труднодоступность, югыдтыдорцы не оторваны от большой жизни: они любят читать, выписывают много периодики, в курсе всех событий, происходящих в районе, республике, стране. Есть даже фильм снятый ГТРК  «Коми гор» о жителях этой деревни.

Что посмотреть?   

Природные достопримечательности просто зачаровывают туристов — родник «Лебер», ручей «Юшка-Ёль» (ориентир «Царские ворота»), заказник вдоль реки Воль.

Село Помоздино

               Село Помоздино находится в 75 км от райцентра (с. Усть-Кулом). В состав сельского поселения входят с.Помоздино (проживают 1557 чел.), д.Бадъельск (проживают 248 чел.), д.Кырныша (проживают 136 чел.), д.Выльгорт (проживают 546 чел.), д.Модлапов (проживают 220 чел.), д.Скородум (проживают 537 чел.), д.Сордйыв (проживают 137 чел.). Всего 3440 жителей.

Что посмотреть?

  • Успенская церковь

                 Въезжая в Помоздино, каждый невольно бросает взгляд налево. Именно там, на возвышенности, и сегодня стоит колокольня Успенской церкви. 

                 Строительство Успенской церкви. Кирпичи делали сами селяне, возле местечка Нианöрыс (Помоздино) и в Модлаполе. Соорудили специальные печи для обжига. Сделали формы. А позже готовые кирпичи возили на лошадях к стройке. При изготовлении кирпичей в глину добавляли сырые куриные яйца. Говорят, помоздинцы несколько лет не ели яйца, до последнего сдавали под строительство церкви. Очень помогали специалисты по кирпичным делам из Корткероса (приезжала целая бригада во главе с Казаковым). В украшении церкви помоздинцы также приняли активное участие: снаружи покрасили белой известью, внутри церковные образы рисовали рисовальщики из Ульяново. Был украшен и церковный двор: тропинка, ведущая к дверям церкви, полностью была покрыта кирпичом.

               В 1932 году власти закрыли Успенскую церковь в с. Помоздино. После 1937 г. в Успенской церкви сделали клуб, там впервые показали «Коми свадьбу», автором и режиссером которой был В. Т. Чисталев.

  • Успенская ярмарка в селе Помоздино

             28 августа в День Успения Богородицы в селе Помоздино проходит Успенская ярмарка. Народное гуляние проходит на главной площади села. На Успенской ярмарке продается  всё: овощи, ягода, рыба и мясо, мука, соль, шерсть, кожа, орудия труда, посуда, сувениры, одежда и обувь, ткани. Также Успенская ярмарка выявляет таланты: и физические, и творческие. На этом мероприятии можно увидеть выступление коллективов: песни, пляски, сценки. Можно померяться силой, блеснуть умом и смекалкой.

  • Дом отца Тима Веня

             В этом доме родились  писатели  Вениамин Тимофеевич Чисталев (Тима Вень) и Иона Тимофеевич Чисталев (Жан Морöс). Это большой дом отца Чисталевых, Тимофея Ивановича, бывшего земского гласного села Помоздино, попечителя Высшего Начального училища. Он построен в 1870 -1873 годах.

             Здесь  родился (20 октября 1890 г.), жил и  творил Тима Вень. Мансарда – его рабочее место. Именно здесь он написал свой рассказ «Трипан Вась», пьесу «Лёкинька», множество стихов и переводов.     Выходец из глубинки, самородок, впоследствии стал одним из классиков коми литературы, поэтом, прозаиком, драматургом и общественным деятелем. Всю свою недолгую жизнь Тима Вень  воспевал самобытную культуру своего народа, окружающую природу. «Чуднее северной природы ничего нет, — говорил он себе. – Я – часть её…»

              Чисталев Иона Тимофеевич (родился в 1893 году) (Жан Морöс) в годы становления Советской власти был общественным деятелем, педагогом, писателем. Окончил Архангельскую учительскую семинарию. В 1917-18 гг. работал учителем в Помоздинском земском начальном училище. С 1919 года в Уездном отделе народного образования (г. Усть-Сысольск). После революции И.Т.Чисталев приложил много сил в открытии школ в коми деревнях, изданию учебников на родном языке. Был одним из основоположников зарождавшейся коми литературы. По его инициативе в 1920 году была открыта типография, родилось коми издательство, вышел первый коми букварь.

               Мемориальная доска братьям Вениамину и Ионе Чисталёвым установлена в 1990 году в честь 100-летнего юбилея В.Т. Чисталёва.

  • Памятник-бюст Вениамину Тимофеевичу Чисталёву

Вениамин Тимофеевич Чисталёв, уроженец села Помоздино, известный коми писатель (поэт, прозаик, драматург). Тима Вень был активным общественным деятелем:

  • с жителями села добивался открытия новой школы;
  • руководил драматическим коллективом;
  • участвовал в собраниях и митингах;
  • создал общество “Коми котыр”;
  • работал над созданием коми книг и коми учебников.

Памятник  установлен на центральной улице села Помоздино, возле школьного здания № 1, в 1990 году в честь столетия нашего земляка. Памятник стоит возле школы, которая была построена благодаря Тима Веню.

Автор этого сооружения —  скульптор Владислав Никанорович Мамченко, который является одним из ведущих художников-монументалистов Республики Коми.

  • Парк имени А. С. Пушкина

             Не каждое село может похвастать парками.  Село Помоздино украшают два великолепных сосновых парка. Помоздинцы и гости нашего села восхищаются этой природной достопримечательностью. Но как же они сохранились в самом сердце нашего села?

            Раньше на этом месте был погост. А так как народу с каждым годом в селе прибавлялось, то село стало нарастать на погост. И, чтобы не осквернять могилы предков, решили  это место оставить, и получился парк. Во время гражданской войны в парке были вырыты окопы, вырублены самые большие деревья. В 1925 году, в день праздника леса, изгородь была восстановлена, парк очищен от мусора, посажены деревья, на игровой площадке установлены качели. Перед входом в парк висел большой плакат с надписью «Здравствуй племя младое, незнакомое». Этот парк В. Т. Чисталев называл «Пушкинским» детским  парком. Во время формирования совхозов было решено на месте одного из парков построить большой тракторный гараж. Больших усилий стоило В. Т. Чисталеву отстоять его.

            И ныне стоят они благодаря нашему выдающемуся земляку, писателю, поэту, общественному деятелю – Вениамину Тимофеевичу Чисталеву  (Тима Веню)

  • Земская школа  (Дом детского творчества)

           В 1883 году попечителем земской школы назначают Тимофея Ивановича Чисталева, отца  Тима Веня. Он ведет переписку с Земским собранием о строительстве нового школьного здания в  Помоздино. В  1889 году под здание закладывают фундамент, и подрядчик Антоновский начинает строительство школы. В 1890  году дети начинают учебу уже в новом здании. Ныне здесь находится Дом детского творчества. В этой школе учились только мальчики. Здесь учился, а потом преподавал Тима Вень.

            «К зырянам Тютчев не придет», — писал Фет, модный русский поэт того времени. И он был неправ. В школы пришли и Пушкин, и Гоголь, и передовая мысль в лице учителей Старовских: Никона Алексеевича и Анисьи Ивановны. 20 лет жизни эта супружеская пара приобщала коми-зырян к  великой русской культуре. Они работали в школе с 1890 по 1910 год. Ученик Старовских  Вениамин Тимофеевич Чисталев  сказал им: «С глубокой грустью провожаем мы Вас, дорогой Никон Алексеевич, из нашего милого Помоздина, где вы прослужили  на поприще учительской деятельности 20 лет, пожертвовали лучшие годы своей жизни, вложили душу в Ваших питомцев и поставили народную школу на должную высоту… Проник в наш край ученья свет…»

  •  Езе Керка   (Дом Изекиля Порошкина)

             Дому Изекиля  Порошкина порядка 130 лет. В настоящее время это школьное здание № 3. На втором этаже учатся дети, на первом находится школьный краеведческий музей.  Здание построил помоздинский купец Изекиль Порошкин, который родился в селе Аныб в бедной семье. Маленьким побирался на улицах Усть-Сысольска. Однажды попал на глаза одному купцу Посникову, занимавшемуся кожевенным и сапожным делом, который взял бродяжку к себе в подмастерья. Так Изекиль стал сапожных дел мастером.  Так бы он и остался жителем Усть-Сысольска, если бы ему не предложили работу трактирщика, он согласился, а трактир находился в селе Помоздино. Так и попал в наше село Изекиль Порошкин. Десять лет проработал он трактирщиком, и нажил не маленький капитал, занялся торговлей и стал купцом. Построил этот дом – на первом этаже  находилась бакалейная  лавка, на втором жила семья купца. В 1930-ые годы дом Изекия Порошкина был национализирован одним из первых, в нем открыли сперва детский дом, затем устроили школу. Сам же Изекиль Порошкин всю оставшуюся жизнь прожил в своей бане: шил обувь для односельчан, тем и кормился.

  • Школьный краеведческий музей

            Музей открыт в 1963 году. Основатели – педагоги-краеведы: Иона Васильевич и Поликсиния Васильевна Игнатовы, Александр Васильевич Уляшев.

           В музее представлены экспозиции, посвященные истории школы, села. Здесь находятся ценные исторические находки: бивень мамонта останки древних зверей, фотодокументы, исторические артефакты. В зале этнографии собраны предметы быта коми народа. Сегодня здесь трудится Шебырев Александр Васильевич.

  • Памятник Дмитрию Спасскому

            Памятник выполнен в виде креста. Расположен возле здания №3 Помоздинской школы.  Дмитрий Вассианович Спасский родился в 1878 году. Окончил Вологодскую духовную семинарию. Работал учителем в селе Деревянск. С 1908 по 1918 был священником в Усть-Неме.

           15 сентября 1918 года арестован отрядом красных. Его избили, погрузили на пароход, который следовал в сторону Вольдино. Священника расстреляли 19 сентября 1918 года недалеко от реки Подора. А местные жители, откопав тело, привезли его в Помоздино и похоронили.

            Минули годы – не стало и кладбища. Теперь на этом месте располагается помоздинская  школа. Место упокоения священника Спасского местные жители не забыли. По их рассказам, теперь его могила располагается как раз под школьной библиотекой.

            В конце 90-х годов  Дмитрий Спасский был причислен к лику святых. Ежегодно в селе проходят «Дмитриевские чтения» — конференция республиканского уровня. Жители Помоздино ухаживают за памятником, несут цветы.

  • Памятник-барельеф Домне Каликовой

             Недалеко от этого места (местечко «Зуд кум гора») белогвардейцами была расстреляна в годы Гражданской войны красная партизанка Домна Каликова. В Скородуме почти в то же время был расстрелян коммунист, председатель коммуны «Заря»,  Алексей Шомысов. Памятник-барельеф Домне Каликовой расположен возле Дома культуры. Автор памятника Владислав Мамченко.

             Героиней Коми народа  в Коми республике была признана Домна Каликова, уроженка села Выльгорт. В конце 1919 года вступила в партию большевиков, добровольцем пошла в Красную армию. В декабре 1919 года, во время разведки под селом Аныб, была схвачена белогвардейцами. После допросов и пыток расстреляна на берегу Вычегды возле села Помоздино.

             Алексей Иванович Шомысов – революционер – большевик. Родился в деревне Скородум. Работал в Помоздино учителем. Началась Первая Мировая война, и Шомысова забрали в армию. В 1917 вернулся в Помоздино. В 1918 году возглавлял партийную ячейку, которая помогала бедным. В 1919 году руководил коммуной “Асъякыа” в Скородуме. В 1919 году скородумские коммунары вступили в  борьбу с белыми. Алексей Шомысов был арестован и жестоко избит. Его расстреляли 7 декабря 1919 года. Похоронен в Скородуме.

Село Вольдино

             Вольдино (Вöльдiн) — село, центр сельской администрации Усть-Куломского района, 7 км от с.Помоздино.

             Вольдино – село на правом берегу реки Вычегды, в 3-х километрах от устья Воли. 

             Люди жили здесь с давних времён: исследователями были обнаружены археологические памятники, датируемые поздним мезолитом и временем от неолита до первой пол.раннего железного века. Вольдино было основано в 1678-1707 переселенцами из Глотовой Слободы (Глотово) Киприяном и Мелентием Анисимовичами Слобожаниными и Федотом Евсеевичем Поповым. Впервые упомянуто в 1707: «починок Вольдин», 3 двора. В 1719 здесь был лишь 1 двор, фамилия его владельца — Уляшов. В 1784 в селении насчитывалось уже 25 дворов, 196 человек, в 1873 — 48 дворов, 336 человек. В 1903 открылась библиотека, в 1911 — начальное училище. В 1918 в деревне было 96 дворов, 585 человек, в 1926 — 103 двора, 563 человек. В 1930 в д.Вольдинской Помоздинского сельсовета была школа 1-й ступени и потребительское общество. К 1939 Вольдино стало селом, центром сельсовета; здесь жили 771 человек.

             В годы Великой Отечественной войны в селении был сильный голод, многие умерли. Сейчас в селе 119 дворов, 268 человек. В Вольдино есть начальная школа, детский сад, два магазина, пекарня, отделение почты, ФАП, Дом Культуры, библиотека, отделение СПК «Помоздинский», администрация СП «Вольдино».

             Вольдино – это изумительные красивые места, богатые грибами, ягодами, дичью, пушным зверьём леса.
             Вольдино – это  матушка Эжва, где чистейшая вода, где обитают бобры, выдры, ондатры, где самая вкусная рыба, где весной и осенью можно охотиться на водоплавающую дичь…

Деревня Пузла

             Деревня Пузла располагается в Верховьях Вычегды. В окрестностях поселка обнаружены месторождения бокситов, каолиновой глины, доломита. В 1984 г. учреждён ботанический заказник «Пузлинский», в 1989г. преобразован в памятник природы, на территории которого встречается 24 вида редких растений.

Что посмотреть?

  • Фонтан.  В 1,5 км  от деревни Пузла, вверх по течению реки Вычегда, расположен удивительный «фонтан», высота струи воды иногда достигает до 4 м. Он не замерзает даже в лютые морозы.   В окрестностях поселка Пузла  можно увидеть еще 5 фонтанов. В некоторых фонтанах, по рассказам жителей,  вода обладает целебными свойствами.  На берегу реки Вычегда находятся обнажения бокситов, которые залегают  мощными пластами.  На другом берегу к юго-западу от поселка в 9 км  — месторождения каолина и серы.

              Источник создан людьми: в конце сороковых годов прошлого века геологическая партия пробурила скважину в поисках полезных ископаемых и достигла водоносного слоя большой мощности. Труба, из которой бьёт ледяная вода, основательно проржавела, но зрелище всё равно потрясающее, особенно зимой. Шум падающей воды бывает слышен и в деревне. Существует поверье, что эта вода обладает лечебными свойствами.

  • В 1984 году был создан Пузлинский ботанический памятник природы, где охраняются двадцать четыре вида редких растений, в том числе башмачок настоящий и пятнистый и сон-трава. В долине Пузлы  охраняется реликтовый флористический комплекс на выходах известняков: Козлец Рупрехта, пион (марьин корень), адонис сибирский, Башмачки пятнистый и настоящий и другие редкие виды растений. По стволам деревьев и кустарников поднимаются лиановидные стебли княжика сибирского с его удивительными цветками.
  • Сохранилось несколько карьеров, которые позволяют увидеть пласты древних горных пород, образовавшихся миллионы лет назад и создающих причудливые складки.

Деревянск

              Село Деревянск находится в 27 км от райцентра. В сельском поселении проживают 812 чел. 

              По книге А.П.Афанасьева «Топонимия Республики Коми»  «усечённая коми форма названия «Дереваннöй» получена из русского ойконима Деревянный Кряж — «вытянутая лесистая возвышенность». Село получило свое название в честь огромного дерева, которое много лет росло на берегу реки  Вычегды. Раскидистое и могучее, оно касалось кроной облаков, а своими корнями уходило глубоко в землю.

              Село Деревянск впервые упоминается в переписи 1678 г. В 1706 году построена деревянная  церковь Рождества Христова, Деревянск стал  погостом. К концу ХIХ века в селе проживали  807 жителей, действовали 3 церкви, почтовая станция, волостное правление, школа. Престольный праздник села – Иван лун.

              В 1900 году открылась второклассная Деревянская школа. В этой школе продолжили учебу Виктор Алексеевич Савин (Небдiнса Виттор) и Вениамин Тимофеевич Чисталев (Тима Вень). 

             В 1930-е годы образовались 4 колхоза, которые в 1960 году объединились в колхоз им. Жданова. В 1957 году  образовался Деревенский  лесопункт.

             Сегодня в Деревянске проживают 820 жителей, работают администрация поселения, средняя школа, фельдшерско-акушерский пункт и амбулатория врача общей практики, детский сад, библиотека, музей, магазины, лесничество, 2 крестьянско-фермерских хозяйства.

             Село Деревянск — родина Василия Николаевича Чувьюрова, заслуженного работника культуры Республики Коми, одного из основателей фестиваля современной коми песни «Василей», самодеятельного художника Кима Степановича Ветошкина. Здесь родился и вырос журналист, писатель Александр Васильевич Ульянов.

Что посмотреть?

  • Музей при Деревянской библиотеке

Он открылся в декабре 1993 года по инициативе хранителя музея Т.Н. Удоратиной. На экспозициях представлены предметы старины, изделия из дерева, инструменты, прялки, архивные документы и другие экспонаты. Одним из самых ценных экспонатов музея считаются: деревянный сейф («потаенный замок»), стул из веток черемухи, прялка с изображением «Золотой бабы». В музее также представлены картины местных художников К.С.Ветошкина, Г.Е.Булатова, И.А.Тюрнина, Д.Т.Шевченко. Музей сохраняет информацию об истории села, знаменитых земляках, насчитывает более 300 экспонатов. Краеведческие материалы музея стали основой для выпуска книг «Дереваннöйсиктöй — менам сьöлöмшöр», «Ичöтсиктöй-олангажöй». 

  • Христорождественский храм в селе Деревянск  Информацию можно посмотреть на странице «Храмы и церкви»
  • Здание начальной школы

Здание начальной школы двухэтажное. В этом здании раньше была лесохимическая школа. Учились здесь местные сельские дети, а также дети из разных близлежащих сел. Позже наверху в двух помещениях проходили уроки, а внизу находились физкультурный зал, столовая и пионерская комната. После закрытия школы, в 2002 году, здесь открылась Деревянская сельская библиотека и краеведческий музей. В 2008 году в это здание также переместился Деревянский дом культуры.

  • Амбар

             Предназначался амбар для хранения и продажи по твёрдым ценам зерна и муки. Здание амбара расположено в местечке «Илья-сикт». Здание двухъярусное, деревянное. Крыша амбара четырехскатная. Здание амбара построено без единого гвоздя с помощью топора и ручной пилорамы.

             В верхней части амбара под свесом кровли для проветривания помещения прорезаны волоковые окна в ширину бревна. Сохранены двухстворчатые ворота (в ширину свободного проезда гужевого транспорта), которые располагаются на двух уровнях в центре боковых фасадов. Взводы, некогда ведшие к верхним воротам, утрачены. Амбар с двойной крышей! В 2015 году отремонтировали верхнюю крышу, сделали новое крыльцо. Этот Амбар находится под охраной министерства архитектуры памятников Республики Коми.

Руч

               Село Руч находится в 38 км от райцентра. В состав сельского поселения входят с.Руч (проживают 912 чел.), д. Лунпока (проживают 0 чел.), с.Аныб (проживают 154 чел.), д.Малый Аныб (проживают 4 чел.).

               Название связано с гидронимом Ручью, «лисья река», где  руч — «лиса»,  ю — «река».  По поверью,  в этих   местах    удачно охотились на лис, что и дало название месту и речке. Деревня Руч впервые упоминается в переписи  1678 года.  Административное и религиозное управление велось из села Деревянск, волостного центра. Село  Руч  впервые  попадает  в  перепись  в  1678  году.  Название  села  скорее  всего  коми  происхождения,  и  в  буквальном  переводе  на  русский  язык  означает  «лиса».  Старожитель  села  Иван  Фёдорович  Ульныров  (1903 – 1985 г.г.)  часто  рассказывал  услышанную  в  детстве  от  дедов  историю  о  том,  как  впервые  жители  удачно  охотились  на  лис  и  это  дало  название  их  деревне.  Точно  такое  же  название  имеет  и  речка,  впадающая  в  Вычегду.

             В 1893 году открылась одноклассная школа, в 1902 году – земское училище, в 1904 – библиотека. В 1905 – 1910 годах была построена церковь Сретения Господня.  В 1900 году построен завод по производству кожи, в 1910 году — мельница. 1 июля 1913 года село Руч полностью отделяется от Деревянской волости. В это время в Ручевской волости проживало 1320 человек. Село растянулось на 7 км. Престольными праздниками в селе считаются  Илля лун (2 августа),  Сретение (15 февраля).  В годы коллективизации образовались 5 колхозов, которые в 1953 году объединились в единый колхоз «Большевик», в 1965 году образовался совхоз «Ручевский».

             Сегодня в селе Руч проживают около 870 жителей, работают администрация поселения, средняя школа, детский сад, почта, амбулатория врача общей практики, магазины, частные лесозаготовительные предприятия.

Что посмотреть?

  • Подлинным украшением села является церковь Сретения Господня, окружённая красавицами-лиственницами, которые каждую осень устилают землю золотым ковром из своих иголок

 

  • «Чудо – ель»

              Из  рассказов  старожилов  села  дерево  было  посажено  Ульныровым  Иваном  Федоровичем  (1903 – 1985г.г.)   около  100  лет  назад.  Посадив  дерево,  Иван  Федорович  сказал: «Ель  будет  расти  вместе  со  мной».  Ель  росла,  Иван  Федорович  ухаживал  за  ней.  Эта  ель  оберегала  рядом  стоящие  дома  от  пожара.  По  словам  хозяина  дерева,  под  елью  они  хранили  разные  угодья  для  ловли  рыбы.   В  1985  году  хозяин  дерева  умер,  ель  стала  сохнуть.  Все  думали,  что  дерево  совсем  высохнет  и  погибнет,  но  дерево  заново  стало  оживать  и  внезапно  на  одном  стволе  стали  расти  сразу  три  ели.  Некоторые  предпологают,  что  дерево  обладает  таинственной  силой.  Древняя  ёлка  стала  местным  чудом.  Люди  с  удовольствием  фотографируются  рядом  с  елью,  а  затем  выкладывают  эти  фотографии  в  социальные  сети.    «Благодаря  интернету  ель  стала  объектом  всеобщего  обожания» —  пишет  газета  «Трибуна».  Чудо — дерево  настоящий  живой  символ села.

События

Празднование Ильина дня (Илля лун) 2 августа

 

Село Аныб

             Село Аныб входит в сельское поселение «Руч». Название села Аныб произошло от слов «ан» — низина, яма, углубление, и «ыб» — возвышенность, холм, обозначает «возвышенность с углублениями и рытвинами».

             Аныб основан в 1663 году выходцами из Зеленца Матвеем Савельевичем Завьяловым, Яковом и Павлом Ефремовичами Казариновыми и Мартыном Пименовым.

             В 1855 году силами прихожан построена деревянная церковь. В 1895 году закончено строительство каменной церкви (в честь Преображения Господня и во имя Николая Чудотворца).

             «Вологодские епархиальные ведомости» в 1901 году писали: «Жители села Аныбского миролюбивы, что явно доказывает отсутствие драк между ними, кротки, сострадательны и чрезвычайно выносливого характера». В период гражданской войны возле Аныба 4-5 марта 1920 года произошёл один из последних в Вычегодском крае боёв между белыми и красными, закончившийся победой последних.

             В конце первой четверти  ХХ века в селе Аныб было 203 хозяйства, проживало 879 жителей. В селе работали школа, изба-читальня, пристань, сельпо.

             Сегодня в селе Аныб и деревне Малый Аныб проживают около 280 жителей, работают администрация поселения, школа-сад, клуб, библиотека, магазины.

             В деревне Малый Аныб работает фермерское хозяйство Л.Н. и М.Г.Вологжаниных, развивающих сельский туризм. На красивейшей возвышенности располагается база отдыха. Рыбалка, сбор грибов и ягод, окунание в крещенскую прорубь, деревенская кухня — всё это ждёт желающих отдохнуть в Малом Аныбе.

            Культурная жизнь Аныба заново возродилась посе того, как в родное село вернулся Иван Васильевич Нестеров, военный дирижёр, заслуженный работник народного хозяйства Республики Коми. Руководимый им хор «Пöлöзнича» тепло встречают зрители сёл и деревень. В 2014 году песня И.В.Нестерова стала лауреатом фестиваля-конкурса современной коми песни «Василей».

Где остановиться?

База отдыха «Мишкин лес» https://vk.com/mishkin_leskomi

Адрес: Усть-Куломский район, д. Малый Аныб

Контакты: 8950-567-09-88, 8912-148-51-29, 8 (2137)-92-174

              База отдыха «Мишкин лес» расположена  в 45 километрах от села Усть-Кулом  в очень живописном месте, на берегу речки Аныб-ю, в деревне Малый Аныб. Крохотная деревенька притягивает к себе туристов, как магнит. Это и разнообразное меню из деревенских продуктов, и охота, и рыбалка, походы за грибами и ягодами и многое другое. Здесь можно поучаствовать в сельскохозяйственных работах по заготовке сена, уборке урожая, в мастер-классах по росписи глиняных игрушек.

             Гостеприимная хозяйка устроит для вас песенные праздники, веселые походы и организует прогулку на лошадях. На территории базы отдыха находится русская баня с парилкой и комнатой отдыха, баня по-черному, навес для проведения уличных гуляний, мангал и коптильня, есть музейный уголок, сувенирная лавка. 

Тимшер

 

               Поселок Тимшер, старое название Тимшор. Люди поговаривают, что на этом месте жил Тимофей, а рядом с его жилищем протекал ручей, что и означает «шор» в переводе с коми на русский.

               Уникальным и неповторимым храмом природных богатств считают свои поселки жители Тимшера и Лопьювада. История их образования связана с тяжелыми годами политических репрессий. И переселенцы, и коренные жители занимались заготовкой, разделыванием древесины. И сегодня в поселении основным занятием остается лесозаготовка, его переработка. 

              Таёжный Тимшер в Коми стал центром подготовки стрелковой элиты. За это время в республике, включая Екатерину Паршукову, появилось пять мастеров спорта международного класса. Екатерина Паршукова установила новый мировой рекорд по арбалетному спорту. Гордимся стрелками из Тимшера! 

Что посмотреть?

Памятный крест жертвам политических репрессий

Храм Спаса Нерукотворного   

   Продолжает расти количество храмов в нашей епархии. 27 августа 2012 г. Преосвященнейшим епископом Питиримом было совершено освящение храма Нерукотворного Спаса в поселке Тимшер Усть-Куломского района. К открытию храма местные жители приобрели колокол за 150000 рублей, средства на который собирались в течение года всем миром.

«Сонная поляна» 

                Эта локальная аномалия находится в лесу в 11 километрах от поселка Тимшер Усть-Куломского района – на лесной поляне разбросаны большие валуны. Откуда они взялись, непонятно, поскольку никаких скальных образований в окрестностях нет. Вторая достопримечательность загадочной поляны – глубокая стакановидная яма диаметром около 10 метров. На дне ямы растёт большое дерево, его верхушка немного не достаёт до поверхности земли.

                Грибники заметили, что после долгих блужданий по лесу люди с удовольствием присаживались отдохнуть на валуны и… засыпали. Точнее, впадали в транс, поскольку осознавали, где они находятся. Как только глаза у человека сами собой закрывались, у него возникали странные видения – какие-то фантастические существа, в общем-то, похожие на людей. Во всяком случае, у них были головы, туловища, по две руки и ноги. Каким-то образом слухи о «сонной поляне» дошли до «Большой земли», и из Москвы в поселок Тимшер даже приезжали два уфолога…

Зимстан

 

                  Поселок Зимстан появился на карте Коми АССР в 1931 году. Его первыми жителями стали спецпереселенцы, насильно привезенные сюда из Воронежской области. Многие из них погибли здесь от голода и болезней. В 70-80-е годы поселок, расположенный на реке Прупт, сильно разросся: сюда на освоение лесных богатств при­ехали десятки людей со всех концов страны, создали семьи, остались жить. Многонациональный Зимстан в эти же годы был признан образцовым поселком СССР, победителем всесоюзного соревнования по благоустройству.

                И сегодня этот отдаленный населенный пункт продолжает держать марку одного из лучших и многолюдных лесных населенных пунктов республики. У въезда в Зимстан был воздвигнут большой поклонный крест, создана православная община. С приездом сюда священника Владимира (Римского) началось воздвижение храма. 

Что посмотреть?

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии в поселке Зимстан

Приход храма Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Преснодевы Марии п.Зимстан образовался в ноябре 2004 года. Настоятель храма – отец Владимир. Первоначально для церкви было выделено помещение в здании администрации сельского поселения «Зимстан», затем в 2005 году началось строительство храма,  в стройке было задействовано 10 человек на сегодняшний день 2 человека. В основном строительство осуществлялось за счет пожертвований жителей п.Зимстан и близ лежащих поселков и деревень. Из г. Москвы были выделены денежные средства на приобретение купола. Открытие храма было весной  2012 года  Епископом Сыктывкарской и Воркутинской епархии.

Историко-краеведческий музей «Важдыр». Открыт в сентябре 2013 года. Создателем и руководителем является Сурнина Нина Михайловна. 

Мемориальный памятник солдатам Великой Отечественной войны был установлен 9 мая 2015 года к 70-летию    Великой Победы на средства, собранные населением посёлка Зимстан.

Река Прупт, где проводятся пляжный отдых и рыбалка

Усть-Нем

 
Село Усть-Нем – село на правом берегу реки Вычегды, в устье реки Нем. Отсюда и такое красивое название села. Первые поселенцы знали, где надо строиться и жить. Ещё Усть-Нем называют селом на семи холмах, на семи высоких холмах оно возвышается над Вычегдой и родной бесконечной Пармой. Датой рождения села Усть-Нем называют 1638 год, когда вишерские крестьяне Антон Дементьевич Гвоздев и Иван Антонович Булышев получили разрешение поселиться близ устья реки Немь.

Что посмотреть?

  • Церковь в честь Спаса Нерукотворного в селе Усть –Нем

На одном из 7 холмов Усть-Нема возвышаются храмы во имя Нерукотворного Образа Господня. 

Село возникло в 1638 году. И уже через 40 лет здесь  стоял первый храм. В 1678 году была освящена церковь Алексия человека Божия. Здание было в деревянном исполнении, но вскоре сгорело.

Усть-Нем в то время напоминал маленький городок, т.к. был перекрёстком торговых путей, и люди сюда съезжались отовсюду. И поэтому все прихожане в маленькой  церкви не вмещались, и тогда житель Усть-Нема Прокопий Габов отправляется в Санкт-Петербург с прошением к царю Николаю 1 о помощи в строительстве новой церкви. По указу царя был построен большой храм во имя Нерукотворного Образа Господня.

  • Памятник погибшим воинам односельчанам в годы Великой Отечественной войны

Автор памятника – Тарасов Александр Борисович 1949 г.р., тогдашний студент Ленинградского инженерно-строительного института, архитектурного факультета. Обелиск погибшим воинам, выходцам из Усть-Нема, был воздвигнут в 1967 году по личной инициативе Председателя сельского совета того времени Габовой Анны Прокопьевны (вдова участника ВОВ). На памятнике высечены имена 212 погибших земляков (фамилии, имя и отчество полностью).

  • Памятник на могиле Полного кавалера ордена Славы трех степеней Тимушева Андрея Антоновича

Тимушев Андрей Антонович – участник трех войн (первой мировой, гражданской и Великой  Отечественной). Свой первый орден Славы он получил 15 августа 1944 года в боях за удержание и расширение стратегического плацдарма на Висле. А третий Орден Славы І степени он получил за бой у высоты на западном берегу Одера 19 апреля 1945 года.  Тимушев Андрей Антонович – Полный кавалер ордена Славы трех степеней. Умер Герой 10 февраля 1969 года в родном селе, похоронен на кладбище. В 2004 году на могиле Тимушева Андрея Антоновича поставили памятник.

  • Родительский дом Героя Советского Союза Тимушева Георгия Федоровича с мемориальной доской на стене
  • Памятник первым учителям Щёкиным Павлу Лазаревичу и Анне Алексеевне.

На самом высоком берегу Вычегды около церкви стоит памятник учителям Павлу Лазаревичу Щёкину, который вместе с женой Анной Алексеевной, тоже учителем, работали в Усть-Немской школе много лет. Оба они умерли в 1944 году, похоронены на высоком берегу Вычегды.

Кужба

 

Село Кужба – село на правом берегу Вычегды. Селение возникло после 1629 года, впервые  упомянуто в переписи 1646 года: «…деревня Кужба на устье реки Кужбы (3 двора)». Село расположено на автодороге Сыктывкар – Усть-Кулом, в 14 км от районного центра. Население -610 человек.

Что посмотреть?

Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь http://ylianovo-monastir.prihod.ru/

«Поляна невест» С 2008 г. молодожены района после регистрации брака имеют возможность посетить «поляну невест», которая  расположена неподалеку от деревни Малая Кужба на возвышенности, откуда открывается красивый вид: большой луг, река Вычегда и весь Усть-Кулом, как на ладони.

Местечко «Кӧлысява» находится между Малой и Большой Кужбами. Считается, что если эту воду выпьет незамужняя девушка, то скоро найдёт суженного.

Болотный заказник «Мӧдлапӧвнюр» создан целью сохранения условий для произрастания и воспроизводства клюквы, для поддержания общего экологического равновесия.

События

29 августа  Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь приглашает всех на праздник. Праздник проводится в честь празднования Успения Пресвятой Богородицы и иконы Нерукотворного Образа Спасителя, а также в ознаменование  святительского подвига  Стефана Пермского, основавшего пустынь во имя Нерукотворного Образа Спасителя, преемником которой является Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь. Праздник проводится по инициативе архиепископа Сыктывкарского и Коми-Зырянского Питирима, администрации Республики Коми и  Усть-Куломского района. 

28 августа ежегодно проходит Спасовый Крестный ход от с. Усть-Кулом ло монастыря.

Где остановиться?

Монастырь принимает паломников. Гостям Ульяновского монастыря предлагаются экскурсии, питание, ночлег. Ночлег и питание паломникам предоставляется бесплатно. Необходимо заранее сообщать о своем визите, уточнить, возможно ли размещение в келье.

Пожег

               Название села Пожег связано со старой системой земледелия.  В этом названии отразилась старая форма земледелия у народа коми — подсека, которая проводилась при помощи вырубки, просушки и сжигания мелкого леса и кустарника.

               Переписная книга 1678 года сохранила названия поселений, которые потом станут Пожегодской волостью и есть упоми­нания о Пожеге: «починок Усть-Пожег на устье реки Пожег,  тому 2  года».

Что посмотреть?

Свято-Троицкий храм с.Пожег

              Дата строительства каменной церкви совпала с периодом реформ. Начало строительства церкви было положено «освящением в 1864 году декабря 31-го», а выстроено было в 1869 году 23 августа.  Церковь  была названа Троицкой. По поводу возникновения первой церкви существует целая легенда. Церковь жители Пожега хотели построить в самом большом населенном пункте в Пожегдине. Приготовили лес и сплавили по реке, привязали плоты на ночь против деревни Пожегдин. На следующее утро жители  увидели, что бревен нет. Их нашли в километре вниз по реке, прибитыми течением к берегу. Там и решили построить церковь, сочтя это событие за божье знамение. Место для здания выбрано было на берегу реки, и оно потом будет видно со всех деревень.  Хотя здание церкви сначала  было деревянным, потом отстроили из кирпича. Вместе с тем были выстроены часовни в Великополье – Святого Николая Пречистого, другая – в Кырныше – Рождества Пресвятой Богородицы.

              В истории Пожегодской Троицкой церкви было три священника. С 1869 по 1885 год – Михаил Андреевич Шейтанов – 50 лет, сын пономаря. С 1885 по 1896 год был Александр Сапожников – 25 лет. Молодой  священник содействовал открытию первой в истории села школы для своих прихожан. Епархиальные ведомости отмечают «в 1887 году 3 марта появилась одноклассная церковно-приходская  школа». Обучали счислению, чистописанию, русскому языку, церковно-славянскому языку, закону божьему. Давали азы грамоты. Для жителей Пожегодской волости религия и образование объединялись в одно культурно-нравственное понятие.  И, наконец, с 1896 по 1917 год священником Троицкой церкви  становится Василий Алексеевич Тюрнин. Епархиальные ведомости за 1914 год отмечают, что усердие к школьному  делу и награжден похвальными листами. За время его пребывания в Пожеге с 1896 года церковно-приходская школа продолжала существовать. Было выстроено новое специальное  здание под школу, которое до сих пор существует (распилено в 1997-1998 г.) С 1887 года жители Пожега могли у себя дома получать грамоту, в этом была большая  заслуга церкви. Образование Пожега несомненно было связано с церковью.

             После строительства церкви определяется административный центр Пожегодской волости. Пожег становится  официальной административной единицей в Усть-Сысольском  уезде. Происходит формирование экономики и общества Пожегодской волости. Рядом с церковью возникает погост, волостное правление. Церковь сыграла объединительную роль в волости, построенное тщанием прихожан.

Пожегодский заказник — включает реку Пожег, приток Вычегды, от истока до устья. Создан для охраны нерестилищ семги и хариуса. Лов рыбы в реке-заказнике охранным режимом полностью запрещен.

Обелиск погибшим в Великую Отечественную войну.

            Работа по строительству обелиска-памятника погибшим воинам в  ВОВ  началась в 1994 году. 

            Население села Пожег и вернувшиеся с фронта живыми ветераны начали собирать средства на строительство и уточняли списки погибших в ВОВ.

           Нужные  средства были собраны к 1996 году. Проектированием обелиска-памятника занимался Морохин Иван Васильевич, парторг совхоза «Пожегодский». Анисимов Феликс Павлович и кочегары Пожегодской средней школы стали  строителями памятника, привлекли и  школьников на сбор  камней для обелиска, помогали рядовые граждане..

           На плитах увековечены фамилии и имена воинов, павших в боях, умерших от ран и пропавших без вести.

Памятный крест в местечке «Каселкöдж»

           6 октября 1997 года под руководством главы администрации села Пожег Чисталёвой Галины Афанасьевны на месте захоронения репрессированных Уляшевым Дмитрием Дмитриевичем и Уляшевым Алексеем Дмитриевичем был установлен памятный крест. А 14 октября 1997 года женщины из деревни Кекур съездили на место захоронения и читали молитвы, провели обряд отпевания. 

Парч


            Село Парч находится на правой стороне реки Вычегды.  Сельское поселение «Парч» расположено в центральной части Усть-Куломского района. Граничит с сельскими поселениями Усть-Нем, Усть-Кулом, Дон, Керчомъя. Отдаленность от районного центра 62 км. В состав поселения входят село Парч и деревня Лебяжск.

            Село Парч возникло после 1707 г, упомянуто в  1719 году,  деревня Парч- 3 двора, фамилии первопоселенцев  Булышев, Попов. , 2017 году – 139 человек,52 хозяйств. 

            Основное занятие — сельское хозяйство В селе Парч был образован  колхоз «Сталинец», затем образовался совхоз «Усть-Немский», отделение Парч, отделение Лебяжск.

            Недалеко от села Парч велись раскопки (археологическая экспедиция Коми научного центра). Раскопки проводились на стоянках древних людей, расположенных в 2 км ниже по течению Вычегды. С места раскопок хорошо видно само село, раскинувшееся на высоком правом берегу. Остатки жизнедеятельности древних людей перекрыты мощной толщей отложений, как бы законсервированы и сохранились хорошо: найдены пластинки из кремня, орудия труда из пластинок. Это свидетельствует, что отрытая стоянка относится к эпохе мезолита. На раскопках работали студенты и местное население. 

В Парчи отмечают два праздника – Летний Никола ( второе воскресенье после Троицы) и Рождество Пресвятой Богородицы ( 21 сентября).

Что посмотреть?

Родники села Парч.

Между селом Парч и деревней Лебяжск – святой источник «Сотчем шор», в этом ручье вода святая и целебная.  У источника поставили молебный крест, в дальнейшем планируют построить часовню.     Родник или ключ, бьющий ис-под земли, есть и в селе Парч , он находится в местечке «Чукйыв». Эту воду использовали для питья без кипячения, так как она была приятна на вкус, была особенно холодной и чистой. По сей день из родника пьют воду жители села Парч.